Астрономы отыскали самый молодой суперюпитер

Его возраст составляет около 15 миллионов лет

Астрономы обнаружили самую молодую экзопланету, относящуюся к классу гигантов — возраст HD 114082b составляет лишь 15 миллионов лет. Предполагается, что планета, которая массивнее Юпитера в 8 раз, сформировалась за счет аккреции вещества околозвездного диска на твердое ядро. Препринт работы с описанием открытия, опубликован на сайте arXiv.org.

К середине 2022 года число обнаруженных экзопланет превысило пять тысяч штук, однако только для десятой части этих объектов достоверно известны и масса и радиус, что важно для описания их внутреннего строения. При этом есть только две очень молодые звездные системы, возраст которых не превышает 50 миллионов лет, содержащие хорошо изученные экзопланеты, что недостаточно для проверки теоретических моделей формирования планет. Поэтому для уточнения моделей необходимо увеличивать число известных экзопланет и определять их параметры, особенно в случае очень молодых систем.

Группа астрономов во главе с Ольгой Захожей (Olga Zakhozhay) из Института астрономии общества Макса Планка сообщила об обнаружении экзогиганта у очень молодой звезды HD 114082, расположенной в 310 световых годах от Солнца. Открытие было первоначально сделано методом лучевых скоростей при помощи спектрографа FEROS, установленного на 2,2-метровом телескопе обсерватории Ла Силья, в рамках обзора RVSPY. Для подтверждения авторы использовали данные наблюдений наземного спектрографа HARPS и космических телескопов Gaia и TESS.

Звезда HD 114082 обладает массой 1,47 массы Солнца, радиусом 1,49 радиуса Солнца и относится к спектральному типу F3 V. Возраст светила оценивается всего в 15±6 миллионов лет, она окружена околозвездным диском из обломочного материала, имеющим форму узкого пылевого кольца с радиусом 28 астрономических единиц.

HD 114082b был отнесен к теплым суперюпитерам, экзопланета обладает массой 8 масс Юпитера и радиусом, сравнимым с радиусом Юпитера. Она находится на орбите, характеризуемой большой полуосью 0,51 астрономической единицы и эксцентриситетом 0,4, что сравнимо с орбитой Меркурия, но более вытянутой.

Ученые признали HD 114082b потенциально самый молодой экзопланетой среди известных экзогигантов. Ее свойства лучше вписываются в модель «холодного старта», когда планета формируется за счет аккреции вещества околозвездного диска на твердое ядро, а не в модель «горячего старта», связанную с гравитационной неустойчивостью в диске.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы подтвердили столкновение двух экзопланет в молодой системе и как молодые экзогиганты не вписались в теоретические модели по скорости сжатия.

Астрономы впервые увидели легкую экзопланету