Палеогенетики прочитали ДНК 33 человек, живших в XIII-XIV веках
Палеогенетики прочитали ДНК 33 евреев-ашкеназов, похороненных в некрополе немецкого города Эрфурт около 1279–1400 годов. Они обнаружили, что средневековые ашкеназы генетически ближе всего к современным. Но в то же время одна часть из них смещена в сторону европейцев, а другая — в сторону ближневосточного населения. В геномах средневековых людей ученые нашли свидетельства того, что их предки прошли через «бутылочное горлышко», а также вредные варианты генов, которые и сегодня вызывают наследственные заболевания. При этом генофонд изученной популяции был более разнообразным, нежели у современных ашкеназов. Препринт исследования выложен на сайте bioRxiv.
Ашкеназы представляют собой этническую группу евреев, численность которых в 2014 году оценивалась примерно в 10 миллионов человек. Ученые полагают, что ашкеназы сложились в качестве отдельной популяции в результате расселения в эпоху раннего Средневековья средиземноморских евреев на север — в Рейнскую область. В XIII–XV веках после изгнания из стран Западной Европы их общины, говорившие на языке идиш, распространились на восток: в Богемию, Моравию, Польшу и Литву, а затем и в Россию.
Евреи-ашкеназы часто становятся объектом внимания генетиков, поскольку демографическая история этой популяции весьма сложная. Группы ашкеназов проходили через «бутылочные горлышки», находились в генетической изоляции, что приводило к распространению вредных мутаций в геномах и наследственных заболеваний. Кроме того, в популяции ашкеназов наблюдаются эффекты основателей. Например, больше 40 процентов современных представителей этой популяции — носители всего лишь четырех митохондриальных линий, относящихся к гаплогруппам K и N1b.
Группа ученых из Германии, Израиля, Нидерландов и США во главе с Дэвидом Райхом (David Reich) из Гарвардского университета исследовала останки людей, раскопанные в 2013 году в Эрфурте в средневековом еврейском некрополе. В этом немецком городе с конца XI века проживала старейшая в Тюрингии еврейская община, существовавшая до 1454 год (с перерывом на несколько лет после резни, произошедшей в марте 1349 года).
Для генетического исследования ученые отобрали 38 зубов, в 33 из которых сохранилось достаточное для анализа количество ДНК. Они принадлежали людям, которым на момент смерти было примерно от 5 до 60 лет (около 42 процентов умерли в возрасте до 20 лет). Среди них оказались 19 мужчин и 14 женщин, которые жили, судя по радиоуглеродному анализу, примерно в 1279–1400 годах.
В исследованной выборке палеогенетики обнаружили две семьи. Первая включала мать, сына и дочь, а вторая — отца и дочь. Отец из второй семьи при этом стал единственным человеком из всей группы, чью причину смерти удалось установить антропологам — его убили несколькими ударами в голову острым предметом. Кроме того, анализ ДНК еще трех человек, похороненных рядом друг с другом, свидетельствует о том, что они были родственниками второй степени. Никаких следов чумной палочки (Yersinia pestis) в геномах исследованных людей ученые не нашли. Возможно, это свидетельствует о том, что они жили до эпидемии чумы 1349 года.
На графике, построенном с помощью анализа главных компонент, средневековые ашкеназы из Эрфурта сгруппировались вместе с современными ашкеназами. Однако они образовали два отдельных кластера. В один вошли индивиды, которые генетически близки к европейским популяциям, а в другой — к ближневосточным. Анализ ADMIXTURE показал, что генофонде эрфуртских евреев присутствует небольшая компонента восточноазиатского происхождения. Это предполагает поток генов из Восточной Азии (видимо, из восточноевропейской популяции с такой компонентой), на что раньше также указывал анализ митохондриальной ДНК.
Генетическое сходство между средневековыми и современными ашкеназами, несмотря на разницу примерно в 700 лет, предполагает, что на протяжении столетий в этой популяции практиковалась эндогамия, то есть заключение брака в пределах определенной группы. Ученые отметили, что генофонд исследованной выборки можно смоделировать из трех современных источников: южноевропейского (итальянцы), ближневосточного (друзы, египтяне, палестинцы, ливанцы, иорданцы или сирийцы) и восточноевропейского (русские). В среднем на эти источники приходилась доля в 68, 17 и 15 процентов соответственно. При этом генофонд группы ашкеназов из Эрфурта, которая оказалась ближе к ближневосточной популяции, можно смоделировать из двух источников: турецких сефардов (около 97 процентов) и немцев (около трех процентов).
Генетики отметили, что группа евреев-ашкеназов из Эрфурта, оказавшаяся ближе к европейским евреям, оказалась генетически более разнообразная по своему происхождению. Исследователи полагают, что, по крайней мере, часть из этих людей могла быть мигрантами с востока (из Богемии, Моравии и Силезии). На это указывают исторические свидетельства, большая восточноевропейская примесь, а также результаты анализа стабильных изотопов кислорода. Последний свидетельствует о том, что выявленные анализом главных компонент две группы в детстве получали воду из разных источников. При этом эта разница в происхождении не нашла отражения в погребальном обряде.
Ученые обратили внимание на то, что 35 процентов исследованных людей оказались носителями митохондриальной гаплогруппы K1a1b1a. У современных евреев-ашкеназов этот показатель равен примерно 20 процентам. Вместе с остальными результатами анализа митохондриальной ДНК это, по мнению исследователей, свидетельствует о том, что популяция из Эрфурта проходила через «бутылочное горлышко». Примечательно, что протяженные области гомозиготности в этой выборке оказались заметно выше у людей, относящихся к митохондриальной гаплогруппе K1a1b1a. Кроме того, многие из этих людей оказались носителями вредных вариантов генов, оказывающих негативное влияние и на современную популяцию евреев-ашкеназов.
Ранее на N + 1 рассказывали об исследованиях останков, обнаруженных в средневековом колодце в английском городе Норидж. Палеогенетическое исследование и исторические свидетельства указали на то, что они принадлежали евреям-ашкеназам, которых, по всей видимости, убили во время погрома шестого февраля 1190 года.