На месте кораблекрушения бронзового века нашли свинцовые гирьки

Возможно, они принадлежали сирийскому торговцу

Турецкие археологи исследовали кораблекрушение бронзового века, найденное четыре года назад недалеко от города Кулумджа. Ученые обнаружили две свинцовые гирьки, которые, похоже, принадлежали сирийскому торговцу. По их мнению, этот человек около 1600 года до нашей эры отправился на Кипр, чтобы купить медные слитки. Об этом сообщило издание Arkeonews.

В августе 2018 году недалеко от турецкого города Кулумджа, расположенного в провинции (иле) Анталья, подводные археологи обнаружили затонувший корабль. Уже летом следующего года к изучению кораблекрушения приступили исследователи из Института морской археологии совместно с коллегами из Университета Акдениза. Ученые установили, что обломки судна находятся на крутом скалистом склоне на глубине от 37 до 52 метров.

Помимо фрагментов корабля, подводные археологи обнаружили груз, который на нем перевозили. Он состоял примерно из сотни медных слитков, часть из которых удалось поднять на поверхность. Их исследование показало, что корабль затонул у берегов Древней Ликии в эпоху поздней бронзы — около XVI–XV веков до нашей эры, то есть в период, когда в Греции шло становление микенской цивилизации. Типология найденных слитков позволила заключить, что это одно из самых древних известных торговых судов. По мнению исследователей, вероятно, оно погибло в результате шторма, в который угодило, когда шло с Кипра в Эгейский регион. К 2020 году никаких человеческих останков, связанных с этим крушением, известно не было.

Турецкие археологи под руководством Хакана Ониза (Hakan Öniz) из Университета Акдениза продолжили исследование затонувшего корабля. Они отметили, что длина этого судна составляла около 14 метров, а на его борту находилось около 1,5 тонны медных слитков.

В этом сезоне во время подводных работ ученые нашли две свинцовые гири весом 22 и 44 грамма. По данным руководителя раскопок, ранее подобные артефакты в районе провинций Анталья и Мерсин не встречались, хотя уже обследовано около 350 кораблекрушений. По мнению археолога, видимо, на затонувшем судне находился сирийский торговец, который везде носил с собой свинцовые гири. Ониз предположил, что этот человек мог посещать разные рудники на Кипре, чтобы купить там медь, используя при этом собственную систему измерения веса.

Ранее на N + 1 рассказывали об исследованиях более поздних кораблекрушений. Так, подводные археологи изучили фрагменты двух кораблей, потерпевших крушение у берегов Израиля около 1700 и 600 лет назад. Помимо деталей самих судов, исследователи нашли богатую коллекцию драгоценностей, в том числе римских и средневековых монет.

Медвежью кость с насечками назвали символическим предметом неандертальцев