Ученые полагают, что Спонсиан захватил власть в Дакии во время кризиса Римской империи в III веке
Ученые установили подлинность четырех золотых римских монет эпохи кризиса III века, предположительно найденных в Трансильвании в начале XVIII века и позднее объявленных подделкой. Одна из монет, с именем императора Спонсиана, не фигурирующим в других источниках, стала аргументом в пользу его историчности. По-видимому, Спонсиан сумел на короткое время захватить власть в Дакии, где монета весом почти 11 грамм и была изготовлена без соблюдения технологии из плохо очищенного металла. Возможно, подобные монеты в эпоху экономического кризиса использовались при крупных расчетах в качестве слитков. Об исследовании сообщает статья в журнале PLoS One.
Период между 235 и 285 годами ― это эпоха, в течение которой Римская империя прошла через ряд кризисных явлений в разных областях экономической жизни, во внешней политике, а также в сфере государственного управления. Еще в период правления династии Северов, в конце II ― первой трети III века, выросла роль армии как основной опоры императорской власти и самостоятельной политической силы. Это привело к дезорганизации верховной власти, которая после убийства Александра Севера взбунтовавшимися легионерами в 235 году на 50 лет погрузилась в хаос, вошедший в историографию под названием эпохи солдатских императоров. В это время власть легко узурпировали и столь же легко теряли многочисленные выдвиженцы различных армейских группировок, полностью зависевшие от настроений в войсках. Несколько раз у власти с помощью сената ненадолго оказывались и представители аристократии ― так называемые сенатские императоры.
Кризис III века проявился и в экономике, в частности, в финансовой сфере. Огромных расходов требовало увеличение численности армии и ее содержание из-за внешних угроз, таких как вторжения германцев на севере и постоянные конфликты с Сасанидским Ираном на востоке. Это вызвало рост налогов и прогрессирующую порчу монеты. Главная серебряная монета Рима ― денарий ― стремительно обесценивалась; заметно потерял в весе и покупательной способности и золотой аурей. В III веке правительство начало собирать провинциальные налоги слитками металла, а на местах налоговые сборы нередко проводились в натуральной форме. Чеканка золотой монеты в это время сильно сократилась из-за уменьшения объемов добычи золота на рудниках и истощения запасов в казне. Поэтому находки золотых монет эпохи кризиса особенно ценны для историков.
Одна из таких находок была сделана в начале XVIII века. Инспектор Императорской коллекции медалей в Вене задокументировал приобретение восьми золотых монет, найденных в Трансильвании. Позднее они стали частью коллекции шотландского врача и нумизмата Уильяма Хантера (William Hunter). Ныне коллекция Хантера хранится в музее Университета Глазго. Она насчитывает около 30 тысяч монет, в том числе датируемых эпохой кризиса III века, и среди них ― четыре трансильванские находки. Надпись на аверсе одной из этих золотых монет содержит имя некоего императора Спонсиана, которое не упоминается ни в одном из письменных источников. Имя «Спонсиан» присутствует лишь еще на трех монетах из других коллекций.
Так как трансильванская монета Спонсиана была найдена вместе с монетами Гордиана III («сенатский император» в 238–244 годах) и Филиппа I Араба («солдатский император» в 244–249 годах) или его сына Филиппа II, ранние исследователи предположили, что Спонсиан был их современником. Изображение на реверсе выполнено в стиле республиканских римских монет II века до нашей эры, поэтому считалось, что он принадлежал к числу сенатских ставленников и противостоял опиравшемуся на армию Филиппу I Арабу. Однако уже в XIX веке монеты из Трансильвании были признаны подделкой на основании нескольких соображений. Во-первых, в III веке среди сенаторов уже не было потомков республиканской аристократии. Во-вторых, монеты сильно различаются по весу. И, в-третьих, они изготовлены не чеканкой, а отливкой, что характерно для бытовавшей начиная с эпохи Возрождения практики имитации античных монет.
Британские исследователи во главе с Полом Пирсоном (Paul N. Pearson) из Университетского колледжа Лондона попытались выяснить с помощью современных методов, верно ли предположение о подделке. Они изучили шесть монет из Хантеровской коллекции Университета Глазго с использованием оптической и электронной микроскопии, инфракрасной фурье-спектроскопии и анализа снимков, полученных в ультрафиолетовых лучах. В этом исследовании к вызывающим сомнения трансильванским находкам были добавлены две достоверно подлинные монеты ― ауреи Гордиана III и Филиппа I Араба.
Оказалось, что сомнительные монеты отличаются по составу. В то время как подлинные ауреи Римского монетного двора изготовлены практически из чистого золота, в монетах из Трансильвании ученые нашли примеси серебра и меди. Больше всего примесей обнаружилось в монете Спонсиана (3,83 процента серебра и особенно много меди ― 3,39 процента по массе). Однако технология литья не похожа на принятую в Новое время: монеты отливались не по подлинным образцам, а по недавно выгравированному рисунку. При этом гравер не отличался мастерством и, по-видимому, был недостаточно грамотен. Странно выглядит и выбор предполагаемого фальсификатора, так как в XVIII веке у коллекционеров не пользовались спросом монеты с именами малоизвестных исторических лиц. А такого персонажа, как Спонсиан, изготовителю подделки пришлось бы просто выдумать, рискуя не найти покупателя на свое изделие.
Характер износа на всех исследованных монетах оказался сходным. Все монеты сильно истерты перекрывающимися царапинами, ориентированными в различных направлениях, и кратерами. Кроме того, вокруг выступающих элементов, таких как края букв, есть многочисленные хрупкие трещины. Следов преднамеренного истирания монет, таких как неравномерно распределенные и более глубокие, чем при естественном износе, царапины постоянной длины и ориентации, ученые не нашли.
Древние монеты обычно очищаются их первооткрывателями, но небольшие налипшие частицы почвы часто остаются в углублениях, особенно если монеты были захоронены в плотном субстрате. Именно так выглядят загрязнения на всех изученных образцах, включая подлинные монеты: это остатки грунта, содержащего глинистые минералы, кальцит и гипс, поверх царапин износа. Анализ показал также присутствие органического вещества, вероятнее всего, дистеарата кальция, который мог образоваться из мыла при очистке монет. Концентрация и распределение аутигенных минералов на поверхности подлинных и сомнительных монет очень похожи, следовательно, все они долгое время были захоронены в сходных условиях после того, как износилась их поверхность.
Пирсон и его коллеги интерпретируют полученные результаты в пользу предположения о подлинности монет из Трансильвании. Присутствие примесей и способ изготовления могут объясняться тем, что они были изготовлены в провинции, а не на монетном дворе в Риме. Судя по разнице в содержании примесей, их отливали из плохо очищенного золота отдельными партиями. О провинциальном происхождении говорит и сильное «гуляние» веса: от 10,84 грамма в монете Спонсиана до 18,87 грамма в монете Гордиана III. Все четыре монеты значительно превосходят по весу как простой аурей (во времена Гордиана III он весил 4,96 грамма и становился все легче), так и двойной.
Согласно гипотезе, предложенной авторами исследования, монеты были отлиты не при Гордиане III или Филиппе I Арабе, а позже, в 260-х годах, во время правления Галлиена. Это был период обострения кризиса, когда на престол в течение нескольких лет возводились провинциальные военачальники. Ученые считают, что монеты изготовлены в Дакии, уже практически отколовшейся от империи: на ее территории, в горах Трансильвании, располагался один из центров золотодобычи. В условиях финансового кризиса такие монеты могли использоваться в качестве слитков, например, при расчетах с военачальниками или высокопоставленными чиновниками. В дальнейшем их с высокой наценкой меняли на обычную имперскую монету. Слиткам придавали вид традиционных ауреев с изображениями императора, чтобы повысить доверие к ним, и старались (хотя и не очень успешно) достичь высокой очистки металла.
Возможно, местный сепаратистский военный режим сначала изготовлял слитки по образцам монет республиканской эпохи и времен правления недавних императоров, добившихся определенных успехов в районе и, наконец, под именем местного главнокомандующего, который узурпировал императорский титул. В этом случае Спонсиан вполне мог быть реальным историческим лицом ― современником Галлиена.
Ранее N + 1 уже рассказывал об исследованиях античных и средневековых монет. Так, мы сообщали о том, что археологи нашли в Краснодарском крае клад боспорских сестерциев, обнаружили в Израиле византийские золотые монеты и узнали по монетам с места кораблекрушения XV века о денежных проблемах датского короля. А в нашем блоге «Золото Мирмекия: монеты Александра Великого в крымской земле» можно прочитать о находке клада золотых статеров при раскопках античного городка в Керчи.