Симптомы острого отравления металлом удалось купировать, но к выписке из больницы полностью он не вывелся
Китайские врачи описали клинический случай молодого мужчины, который попытался вылечить кожную грибковую инфекцию (дерматомикоз) народным средством в виде внутривенной инъекции ртути. Симптомы острого отравления этим тяжелым металлом удалось купировать. Сообщение опубликовано в The New England Journal of Medicine.
Помимо общемировой доказательной медицины в Китае официально лицензируют и практикуют традиционную (ТКМ), которая с научной точки зрения относится к псевдонаукам из-за метафизических обоснований, отсутствия логичных механизмов действия и сомнительной эффективности в контролируемых исследованиях. Среди прочего в ней применяются препараты ртути, как правило в виде небольших доз сульфида (киновари) для приема внутрь. В то же время издавна в «народных рецептах» и рекомендациях людей, выдающих себя за специалистов по ТКМ, ртуть в чистом виде и в разнообразных соединениях используется весьма широко и бесконтрольно, что периодически приводит к серьезным отравлениям.
Врачи Юньин Фэн (Yunying Feng) и Фэндань Ван (Fengdan Wang) из больницы Пекинского союзного медицинского колледжа приняли участие в лечении 25-летнего пациента, который до описываемых событий не страдал какими-либо значимыми заболеваниями. На момент обращения он в течение трех месяцев испытывал нарастающие утомляемость, тошноту и сухой кашель. За неделю до появления симптомов мужчина ввел себе внутривенно четыре миллилитра элементарной (металлической) ртути в попытке вылечить паховый дерматомикоз (известен как tinea cruris или eczema marginatum; чаще всего вызывается грибами родов Trichophyton или Epidermophyton; передается контактным путем через кожу или бытовые предметы).
Анализ крови при поступлении выявил снижение уровня гемоглобина до 65 грамм на литр (тяжелая анемия) при норме от 120 до 160 грамм на литр, а также содержание ртути в сыворотке 21 440 наномоль на литр при норме менее 70 наномоль на литр. 24-часовая экскреция этого металла с мочой составила 148510 наномоль, или почти 30 миллиграмм (в норме менее 220 наномоль) при сохранной функции почек.
На рентгенограмме грудной клетки визуализировались диффузные затемнения, соответствующие отложениям ртути в легких, правом предсердии и правом желудочке. Снимок брюшной полости показал аналогичные депозиты в печени, почках, подвздошных и левой гонадной (яичковой) венах. На основании обследования мужчине поставили диагноз отравления ртутью.
Пациенту назначили внутривенные инфузии унитиола, который образует с катионами тяжелых металлов растворимые хелатные комплексы, выводящиеся с мочой. Через две недели симптомы отравления уменьшились, уровень гемоглобина в крови возрос до 80 грамм на литр (анемия средней степени тяжести), а ртути в сыворотке — снизился до 12660 наномоль на литр. Мужчину выписали с рекомендацией продолжать хелатирующую терапию димеркаптоянтарной кислотой перорально.
Учитывая, что при выписке полного излечения анемии не наблюдалось, и сывороточное содержание ртути продолжало многократно превышать нормальные показатели, вопрос о долгосрочных прогнозах пациента остается открытым. О том, избавился ли он от дерматомикоза, авторы публикации не сообщают.
Ртуть — не единственный тяжелый металл, который люди пытаются применять в медицинских целях без какого-либо научного обоснования. Наибольшую известность получили случаи аргироза, связанные с использованием препаратов серебра, поскольку они вызывают характерные изменения цвета кожного покрова. Так, кожа американца Пола Карасона (Paul Karason) приобрела стойкий темный лилово-синий оттенок после того, как он в течение десятилетий принимал внутрь коллоид хлорида серебра и втирал в лицо коллоидный металл, рассчитывая излечиться от дерматита, синусита и гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. До схожего состояния довел себя его соотечественник, политик-либертарианец Стэн Джонс (Stan Jones), употреблявший большие количества коллоидного серебра в качестве антибиотика.
Она страдала хроническим миелолейкозом
В суданскую больницу поступила 64-летняя женщина с жалобами на сильную утомляемость в течение пяти месяцев и лихорадку с кашлем в предшествующие две недели. Частота ее сердечных сокращений составляла 110 ударов в минуту (тахикардия), артериальное давление — 90/40 миллиметров ртутного столба (гипотония), частота дыхания — 28 в минуту (учащено примерно вдвое), насыщение крови кислородом — 88 процентов (выраженная гипоксия). При объективном обследовании наблюдались спутанность сознания, увеличение и уплотнение всех групп лимфоузлов, увеличение печени и селезенки. В образце крови после центрифугирования макроскопически наблюдался толстый зеленоватый лейкотромбоцитарный слой, превосходящий по объему плазму и эритроциты (в норме он не превышает процента). Лабораторный анализ выявил концентрацию лейкоцитов 474,6 × 109 (при норме 4–11 × 109) на литр. Описанием этого случая поделился в New England Journal of Medicine Башир Башир (Bashir Bashir) из Университета Алия в Порт-Судане.