«Премия за красоту» перестала работать для девушек, но сохранилась для молодых людей
Привлекательные студенты получают более высокие оценки при очном обучении по предметам, которые требуют более активного взаимодействия между преподавателем и учащимися. Эта привилегия распространяется как на мужчин, так и на женщин. Однако после перехода на дистанционное обучение из-за пандемии, оценки снизились только у красивых студенток, а у студентов мужского пола не претерпели значимых изменений. Исследование опубликовано в Economics Letters.
Не секрет, что внешность влияет на успех в жизни. Привлекательные люди, например, больше зарабатывают, получают более высокие оценки и реже занимаются преступной деятельностью. Такое привилегированное положение называют «премией за красоту», однако ученые до сих пор расходятся во мнении, чем она объясняется. Некоторые считают, что это результат дискриминации: работодатели, например, склонны отдавать предпочтение привлекательным сотрудникам, по сравнению с некрасивыми. Другие исследователи полагают, что красота является признаком продуктивности. Например, красота может способствовать уверенности в себе, что помогает в формировании человеческого капитала. Также привлекательные люди имеют более развитые социальные навыки и пользуются большей популярностью среди физически непривлекательных сверстников.
Адриан Мехик (Adrian Mehic) из Лундского университета в Швеции решил изучить, как работает «премия за красоту» среди студентов его вуза. В этом ему помогла пандемия коронавируса, поскольку из-за перевода на дистанционное обучение, удалось лучше изолировать эффект внешнего вида и сравнить изменения в оценках до и после. Для исследования Мехик выбрал студентов направления промышленной инженерии, которые прошли первые два года пятилетней программы обучения. Он использовал данные пяти когорт студентов, начавших обучение в 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 годах. Таким образом, студенты, начавшие программу в 2018, прошли два онлайн-курса на втором году обучения, тогда как студенты когорты 2019 года, прошли два онлайн-курса в первый год и восемь онлайн-курсов во второй год обучения. Предметы программы Мехик разделил на две категории: количественные (quantitative) и неколичественные (non-quantitative). К первым он отнес математику и физику, а ко вторым — все остальные предметы (например, бизнес и экономика).
При этом неколичественные дисциплины отличает также большее взаимодействие преподавателя с учеником, например, групповые занятия, семинары, устные выступления, в то время как курсы по математике и физике почти полностью основаны на итоговых письменных экзаменах. Поэтому Мехик предположил, что для неколичественных предметов влияние «премии за красоту» будет выше. После перехода на дистанционное обучение занятия проводились по Zoom, при этом не было строго требования к студентам о включенной видеокамере. То есть взаимодействие учителя и ученика с учетом внешности последнего значительно сократилось по сравнению с очным обучением. Это позволило предположить, что если разница в оценках останется и после перехода на онлайн-обучение, то она будет обусловлена именно дискриминацией на основе личных предпочтений и вкуса, а не на основе преимущества в производительности.
Всего в исследование было включено 307 студентов, 37 процентов из которых были женщинами. Чтобы оценить их внешность Мехик собрал жюри из 74 человек (44,6 процента — женщины) и попросил их оценить привлекательность учащихся по шкале от 1 до 10 на основе их фотографий. Он поделил выборку между жюри, так что каждый студент в среднем получил 37 независимых оценок внешности. Данные об оценках студентов и оценки их внешности были стандартизированы. В качестве контрольных переменных учитывались пол и возраст студентов, средний налогооблагаемый доход обоих родителей и средний доход муниципалитета, в котором живет учащийся, а также пол преподавателя для каждого предмета. Результат анализа показал, что до пандемии для всех предметов наблюдалась хоть и положительная, но статистически незначительная связь между оценками и привлекательностью. Однако после деления предметов на две группы оказалось, что для неколичественных дисциплин большая привлекательность (для студентов обоих полов) связана с более высокими оценками (0,076 при p < 0.01). При поправке на контрольные переменные величина коэффициента немного снизилась, но все равно осталась статистически значимой (0,054 при p < 0.01). Для количественных курсов связь между привлекательностью и оценками не была обнаружена.
После перехода на онлайн-обучение оказалось, что «премия за красоту» перестала действовать, но только для студенток. При учете онлайн-обучения, привлекательности и неколичественных предметов коэффициент показал снижение: -0.061 (p<0.05), а с учетом контроля -0.060 (p<0.01). А вот для студентов мужского пола «премия за красоту» сохранялась даже после перехода на дистанционное обучение. По мнению автора исследования эти результаты показывают, что «премия за красоту» в неколичественных дисциплинах связана с дискриминацией на основе вкуса для женщин, а для мужчин физическая красота является скорее атрибутом, повышающим производительность.
По словам автора исследования, эти результаты показывают, что дискриминация, скорее всего, объясняет «премия за красоту» для студенток, у которых больше не было более высоких оценок, когда занятия стали дистанционными. Но для студентов-мужчин, которые продолжали видеть более высокие оценки с привлекательностью даже тогда, когда взаимодействие между учениками и учителями было низким, красота, по-видимому, является атрибутом, повышающим производительность. Это также согласуется с данными предыдущих исследований о том, что привлекательные мужчины-учащиеся более влиятельны среди сверстников и более настойчивы, что положительно влияет на их успеваемость. Кроме того, считается, что эти черты связаны с творчеством, а неколичественные предметы предполагают больше «творческих» задач, чем задания по физике или математике.
Ранее ученые обучили нейронную сеть создавать привлекательные для конкретного человека изображения лиц на основе активности его мозга. Нейросеть использовала данные ЭЭГ и выдавала изображения мужчин и женщин, которые отвечали индивидуальным эстетическим предпочтениям участников исследования.
По данным метаанализа
Японские и американские исследователи провели систематический обзор и метаанализ, по итогам которых заключили, что прерывистая стимуляция тета-вспышками левой дорсолатеральной префронтальной коры, но не другие протоколы стимуляции, существенно снижают разнообразную симптоматику у пациентов с шизофренией. Отчет о работе опубликован в журнале JAMA Network Open.