Красивым студенткам перестали завышать оценки с переходом на дистанционку

«Премия за красоту» перестала работать для девушек, но сохранилась для молодых людей

Привлекательные студенты получают более высокие оценки при очном обучении по предметам, которые требуют более активного взаимодействия между преподавателем и учащимися. Эта привилегия распространяется как на мужчин, так и на женщин. Однако после перехода на дистанционное обучение из-за пандемии, оценки снизились только у красивых студенток, а у студентов мужского пола не претерпели значимых изменений. Исследование опубликовано в Economics Letters.

Не секрет, что внешность влияет на успех в жизни. Привлекательные люди, например, больше зарабатывают, получают более высокие оценки и реже занимаются преступной деятельностью. Такое привилегированное положение называют «премией за красоту», однако ученые до сих пор расходятся во мнении, чем она объясняется. Некоторые считают, что это результат дискриминации: работодатели, например, склонны отдавать предпочтение привлекательным сотрудникам, по сравнению с некрасивыми. Другие исследователи полагают, что красота является признаком продуктивности. Например, красота может способствовать уверенности в себе, что помогает в формировании человеческого капитала. Также привлекательные люди имеют более развитые социальные навыки и пользуются большей популярностью среди физически непривлекательных сверстников.

Адриан Мехик (Adrian Mehic) из Лундского университета в Швеции решил изучить, как работает «премия за красоту» среди студентов его вуза. В этом ему помогла пандемия коронавируса, поскольку из-за перевода на дистанционное обучение, удалось лучше изолировать эффект внешнего вида и сравнить изменения в оценках до и после. Для исследования Мехик выбрал студентов направления промышленной инженерии, которые прошли первые два года пятилетней программы обучения. Он использовал  данные пяти когорт студентов, начавших обучение в 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 годах. Таким образом, студенты, начавшие программу в 2018, прошли два онлайн-курса на втором году обучения, тогда как студенты когорты 2019 года, прошли два онлайн-курса в первый год и восемь онлайн-курсов во второй год обучения. Предметы программы Мехик разделил на две категории: количественные (quantitative) и неколичественные (non-quantitative). К первым он отнес математику и физику, а ко вторым — все остальные предметы (например, бизнес и экономика).

При этом неколичественные дисциплины отличает также большее взаимодействие преподавателя с учеником, например, групповые занятия, семинары, устные выступления, в то время как курсы по математике и физике почти полностью основаны на итоговых письменных экзаменах. Поэтому Мехик предположил, что для неколичественных предметов влияние «премии за красоту» будет выше. После перехода на дистанционное обучение занятия проводились по Zoom, при этом не было строго требования к студентам о включенной видеокамере. То есть взаимодействие учителя и ученика с учетом внешности последнего значительно сократилось по сравнению с очным обучением. Это позволило предположить, что если разница в оценках останется и после перехода на онлайн-обучение, то она будет обусловлена именно дискриминацией на основе личных предпочтений и вкуса, а не на основе преимущества в производительности.  

Всего в исследование было включено 307 студентов, 37 процентов из которых были женщинами. Чтобы оценить их внешность Мехик собрал жюри из 74 человек (44,6 процента — женщины) и попросил их оценить привлекательность учащихся по шкале от 1 до 10 на основе их фотографий. Он поделил выборку между жюри, так что каждый студент в среднем получил 37 независимых оценок внешности. Данные об оценках студентов и оценки их внешности были стандартизированы. В качестве контрольных переменных учитывались пол и возраст студентов,  средний налогооблагаемый доход обоих родителей и средний доход муниципалитета, в котором живет учащийся, а также пол преподавателя для каждого предмета. Результат анализа показал, что до пандемии для всех предметов наблюдалась хоть и положительная, но статистически незначительная связь между оценками и привлекательностью. Однако после деления предметов на две группы оказалось, что для неколичественных дисциплин большая привлекательность (для студентов обоих полов) связана с более высокими оценками (0,076 при p < 0.01). При поправке на контрольные переменные величина коэффициента немного снизилась, но все равно осталась статистически значимой (0,054 при p < 0.01). Для количественных курсов связь между привлекательностью и оценками не была обнаружена.

После перехода на онлайн-обучение оказалось, что «премия за красоту» перестала действовать, но только для студенток. При учете онлайн-обучения, привлекательности и неколичественных предметов коэффициент показал снижение: -0.061 (p<0.05), а с учетом контроля -0.060 (p<0.01). А вот для студентов мужского пола «премия за красоту» сохранялась даже после перехода на дистанционное обучение. По мнению автора исследования эти результаты показывают, что «премия за красоту» в неколичественных дисциплинах  связана с дискриминацией на основе вкуса для женщин, а для мужчин физическая красота является скорее атрибутом, повышающим производительность. 

По словам автора исследования, эти результаты показывают, что дискриминация, скорее всего, объясняет «премия за красоту» для студенток, у которых больше не было более высоких оценок, когда занятия стали дистанционными. Но для студентов-мужчин, которые продолжали видеть более высокие оценки с привлекательностью даже тогда, когда взаимодействие между учениками и учителями было низким, красота, по-видимому, является атрибутом, повышающим производительность. Это также согласуется с данными предыдущих исследований о том, что привлекательные мужчины-учащиеся более влиятельны среди сверстников и более настойчивы, что положительно влияет на их успеваемость. Кроме того, считается, что эти черты связаны с творчеством, а неколичественные предметы предполагают больше «творческих» задач, чем задания по физике или математике. 

Ранее ученые обучили нейронную сеть создавать привлекательные для конкретного человека изображения лиц на основе активности его мозга. Нейросеть использовала данные ЭЭГ и выдавала изображения мужчин и женщин, которые отвечали индивидуальным эстетическим предпочтениям участников исследования. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Люди распознали жесты шимпанзе и бонобо

Эти данные важны для понимания эволюции коммуникации и речи

Исследовательницы из Великобритании изучили, насколько хорошо люди понимают жесты других гоминид. Они создали онлайн-игру, в которой люди смотрели видео с распространенными жестами шимпанзе и бонобо и выбирали возможное значение этих жестов из предложенных вариантов. Анализ данных 5656 участников показал, что люди хорошо распознают обезьяньи жесты. Эти результаты важны для понимания эволюции коммуникации и речи. Исследование опубликовано в PLOS Biology. Человеческий язык нужен не только затем, чтобы передавать информацию, но и чтобы передавать смысл. Мы используем язык преднамеренно, в отличие от вокализаций других животных, которые нередко являются просто реакцией на какой-то определенный стимул вроде близости хищника или пищи — и не важно, есть вокруг сородичи, или нет. Мы можем выбирать, говорить или не говорить что-то, как и когда это делать. Однако, по мнению ученых, было бы ошибкой полагать, что такая сложная форма коммуникации появилась у человека ни с того ни с сего. Все остальные гоминиды — орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо — говорить как люди не могут, но используют звуки и жесты примерно схожим образом. Они также ориентируются на адресата и перестают демонстрировать жест, когда другая обезьяна делает то, что от нее хотят. Сейчас идентифицировано более 80 жестов гоминид, часть из которых у разных видов — общие. Люди, несмотря на близкое родство с шимпанзе и бонобо, жесты обезьян использовать, судя по всему, перестали. Но, возможно, мы просто слишком замаскировали это: тот факт, что мы жестикулируем ничуть не меньше в совершенно разных контекстах, может усложнять поиск нужных жестов в нашем репертуаре. Также недавнее исследование показало, что дети, которые еще не умеют говорить, могут использовать около 50 жестов из репертуара обезьян. Возможно, жесты других гоминид все еще доступны нам — хотя бы отчасти. Исследовательницы из Лаборатории диких умов (Wild Minds Lab) Сент-Эндрюсского Университета Кирсти Грэхэм (Kirsty Graham) и Кэтрин Хобейтер (Catherine Hobaiter) с помощью компьютерной игры проверили, как люди понимают самые распространенные жесты шимпанзе (Pan troglodytes) и бонобо (Pan paniscus). Ученые проанализировали данные 5656 участников, которые посмотрели 20 коротких видео, где обезьяна показывает какой-либо жест, и выбрали значение этого жеста из четырех предложенных вариантов. Участников случайным образом разделили на две группы: одна смотрела только видео с жестами, другая видела также краткое описание контекста — всего по одной строке. Каждое видео сопровождалось простой иллюстрацией жеста, которая помогала понять, что происходит на видео (неопытный зритель не всегда определяет это с первого раза) — примеры таких иллюстраций можно посмотреть здесь. Всего было 40 видео с жестами шимпанзе и бонобо, и каждая группа увидела по 20. Исследователи выбрали 10 наиболее распространенных типов жестов, значение которых было уже известно как у шимпанзе, так и у бонобо. У большинства (13 штук) жестов было одно значение, а у 4 типов жестов шимпанзе и 3 типов жестов бонобо — несколько. Исследователи определили главное (более частое) и дополнительное значение — оба эти значения предлагались среди вариантов. Так, например, жест «сильный громкий скрежет» (на видео обезьяна чешет себе бок) используется для инициирования груминга, в то время как «встряхивание объекта» (на видео обезьяна трясет ветви деревьев) — как для груминга, так и для совокупления. https://youtu.be/PWujWiRNV-A Бонобо трясет ветку дерева — такой жест обезьяны обычно используют как призыв к совокуплению Видео с разными жестами можно посмотреть на ютуб-канале Great Ape Dictionary, там есть большой плейлист с примерами жестов бонобо. А можно попробовать испытать себя и пройти ту самую игру, где нужно угадывать значения жестов — доступ к ней открыт, а данные не собираются (игра на английском). Участники исследования правильно распознавали значение жестов более чем в 50 процентах случаев — и такой результат нельзя объяснить случайным угадыванием (тогда процент был бы около 25). Если участникам предлагали краткое описание к видео, они чуть лучше распознавали жесты — но разница была совсем небольшой. Так, значение жеста «поднятие руки» участники определили верно почти в 90 процентах случаев: у шимпанзе он означает просьбу еды, а у бонобо — просьбу о грумминге, реже — просьбу нести его. Еще три жеста, включая «демонстрацию гениталий», которая у обоих видов означает призыв к сексу или к тому, чтобы быть дружелюбным, участники верно поняли в 75 процентах случаев. Единственным жестом, значение которого люди понять не смогли, было то самое «встряхивание объекта». Его основное значение и у шимпанзе, и у бонобо действительно неочевидное — приглашение к сексу; еще иногда шимпанзе используют его как сигнал «отойди от меня», а бонобо — как просьбу о грумминге. Возможно, нам просто хватает ума и сходства с другими приматами, чтобы понять, что они хотят сказать. Однако авторы полагают, что способность понимать жесты гоминид могла достаться нам от наших предков, которые их использовали. Тогда эти жесты могут быть частью эволюционно древнего общего словаря приматов — что очень вероятно в контексте формирования человеческой речи. Впрочем, и вокальные сигналы нечеловеческих приматов не так уж примитивны и могут рассказать нам что-то о формировании человеческой речи. А еще обезьяны могут учиться друг у друга новым формам вокализации или даже жестов.