Теперь для ее работы не нужна способность произносить какие-либо звуки
Нейрофизиологи улучшили систему, которая при помощи глубокого обучения и языковой модели преобразовывает активность мозга парализованных людей в предложения: она может быть использована людьми, которые полностью потеряли речь, а ее словарь составляет 1152 слова. Описание системы и результаты ее тестирования на пациенте с анартрией опубликованы в Nature Communications.
Некоторые болезни и серьезные травмы могут приводить к потере речи. И если при некоторых расстройствах пациент не может формулировать предложения (как, например, при афазии Брока), то при параличе теряется возможность их артикулировать в связи с потерей мышечной силы.
Одно из направлений помощи людям с параличом касается разработки систем для взаимодействия с другими людьми. Благодаря тому, что мозг таких людей способен все еще способен создавать сигналы для соответствующего движения мышц (но не производить сами движения), системы преобразования сигнала способны декодировать активность мозга. В числе исследователей, занимающихся такими разработками, и команда американских нейрофизиологов и инженеров, которые создали систему, в которой мозговой имплантат считывает активность нейронов в речевых моторных зонах и преобразовывает их в целые фразы.
Теперь та же команда при участии Эдварда Чанга (Edward F. Chang) из Калифорнийского университета расширила прошлое исследование и дополнила систему преобразования речи.
В разработке и тестировании системы в прошлой работе авторов и нынешнем проекте принимал участие один пациент с анартрией (отсутствием речи, связанным с поражением нервно-мышечного аппарата), которому на момент начала исследования было 36 лет. Так как у пациента оставалась способность производить некоторые звуки (например, мычание), с прошлой системой он контролировал нейропротез, пытаясь говорить вслух, а словарь составлял всего 50 слов.
В новом исследовании авторы собрали данные активности мозга участника во время прохождения двух задач. В первой задаче по определенному сигналу ему нужно было пытаться произнести слово или букву, которые появлялись на экране, про себя или вслух, в зависимости от пробы. Если же на экране было слово «право» и стрелка, указывающая направо, участнику нужно было попытаться сжать правую руку. Исследователи использовали эти данные для тренировки и оптимизации моделей для детекции и классификации сигналов.
Во втором задании участнику нужно было постараться произнести фразу, показанную на экране, или произвольную фразу, в зависимости от пробы. Эти данные затем использовали для дополнительной оптимизации модели и ее оценки.
Тестирование модели со словарем в 1152 слова показало медианную ошибку в 6,13 процента для декодирования букв и 10,53 процента для декодирования слов. Из 150 предложений 70 процентов были декодированы без ошибок, медианная скорость декодирования была 29,41 буквы и 6,86 предложения в минуту. Это оказалось быстрее, чем вспомогательное устройство, которое пациент использовал в обычной жизни.
Авторы также проверили разницу в активации нейронов и работе системы преобразования при попытке произнести слова вслух и про себя. Они обнаружили, что несмотря на схожие паттерны активности, эти процессы не идентичны: тренинг и тестирование, проведенные на одних и тех же данных, показали более высокую точность преобразования речи, чем перекрестная проверка (p < 0,01).
Таким образом, авторам удалось улучшить систему преобразования речи, расширив словарь и обучив модель обрабатывать активацию нейронов при попытке произнесения слов про себя (без использования каких-либо звуков). Это означает, что система сможет помочь и людям, которые полностью парализованы и не могут производить звуки при попытке произнести фразу, а симуляция данных, показала, что словарь системы может быть расширен и до 9170 слов, что позволит пациентам свободно общаться.
Ранее мы писали и про другие разработки, которые помогают парализованным пациентам. Например, финские исследователи помогли пациенту с параличом ноги научиться самостоятельно ходить, а медики из частного центра использовали эпидуральную электростимуляцию спинного мозга, чтобы научить ходить пациента с полностью парализованными нижними конечностями.
Через полгода развитие полностью соответствовало норме
Американские врачи сообщили об успешном случае ведения новорожденного пациента с выраженной врожденной внешней протрузией мягких оболочек спинного мозга. Дефект в пояснично-крестцовом отделе нервной трубки выявили при УЗИ на 20 неделе беременности. В ходе консультации родители отказались от внутриутробной операции, так что роды путем кесарева сечения, учитывая отсутствие других осложнений, назначили на 39 неделю гестации. Новорожденный имел хорошие показатели по шкале Апгар (девять баллов) на первой и пятой минуте после родов. При объективном осмотре после родов у него визуально определялось наполненное жидкостью красное образование размером 7,7 × 7,1 × 5,3 сантиметра, протрудирующее наружу из дефекта пояснично-крестцового сегмента. Данные подтвердили с помощью МРТ. Врачи Тарик Паркер (Tariq Parker) и Кристофер Каль (Kristopher Kahle) из Массачусетской больницы общей практики поделились этим случаем в New England Journal of Medicine.