В Эфесе обнаружили византийские торговую лавку и закусочную

Их разрушили в 614 или 615 году

Австрийские археологи обнаружили в Эфесе остатки византийского квартала, разрушенного в 614 или 615 году. Помещения одного из зданий в раннем Средневековье использовались в качестве ремесленной мастерской, торговой лавки и даже закусочной. Помимо многочисленных монет и товаров, например, светильников или миниатюрных бутылочек с христианской символикой, ученые нашли керамическую посуду с остатками морских моллюсков и соленой макрели. Об этом сообщается в пресс-релизе Австрийской академии наук.

На западном побережье Малой Азии, примерно в 80 километрах от Измира, находятся руины крупного античного и средневекового города Эфес. Этот греческий город около X века до нашей эры основали ионийцы на месте более древних поселений. На протяжении многих столетий портовый город был крупным политическим, экономическим и культурным центром, который прекратил свое существование лишь в XV веке нашей эры. Вероятно, самое известное событие, связанное с Эфесом, произошло в 356 году до нашей эры, когда Герострат, чтобы прославить свое имя, сжег храм Артемиды Эфесской. По преданию, это произошло в ту же ночь, когда на свет появился будущий царь Александр Македонский.

Первые раскопки Эфеса — одного из крупнейших археологических памятников Восточного Средиземноморья — предприняли британские исследователи еще в 1863 году, а с конца XIX века ведущая роль в изучении древнего Эфеса принадлежит австрийским ученым. За годы работ им удалось обнаружить остатки многочисленных сооружений, включая храм Артемиды (одно из Семи чудес античного мира), библиотеку Цельса, огромный театр, рассчитанный примерно на 25 тысяч зрителей, храм Адриана, Одеон, стадион, крупные термы, акведуки и прочие постройки.

Австрийские археологи под руководством Забины Ладштэттер (Sabine Ladstätter) из Австрийской академии наук рассказали о новых результатах раскопок в Эфесе. В нынешнем году они сосредоточили свое внимание на римской площади Домициана, которая в древности примыкала к политическому центру города — Верхней Агоре. В позднеантичные времена на месте площади возвели квартал, состоявший из торговых лавок и ремесленных мастерских.

Ученые обнаружили прекрасно сохранившиеся постройки. Стены некоторых из них достигают высоты 3,4 метра. Однако самое неожиданное оказалось внутри сооружений — под слоем пепла и следов разрушений находились в нетронутом виде многочисленные артефакты. По словам Ладштэттер, сохранность стен и полов сооружений свидетельствует о том, что землетрясение не могло быть причиной разрушений. Находки наконечников стрел и копий указывают на то, что город пострадал в результате военного конфликта, видимо, с Сасанидской империей. Эти драматические события произошли около 614–615 года.

В прошедшем сезоне археологи сосредоточили свое внимание на сооружении, площадь которого составляла около 170 квадратных метров. Оно состояло из нескольких помещений, которые использовались для приготовления пищи на продажу, в качестве кладовой, таберны, мастерской, а также лавки, где продавались светильники и сувениры для христианских паломников.

Среди находок, сделанных в нынешнем году, оказались тысячи фрагментов керамики. Часть посуды сохранилась в целом состоянии. Более того, в некоторых мисках находились остатки морепродуктов, например, раковины моллюсков, а в амфорах — соленой макрели. Присутствовали и остатки растительной пищи: персиков, миндаля, оливок и бобовых. Особое внимание исследователи обратили на четыре золотых солида, а также на несколько денежных ящиков, в которых хранились более 700 медных монет. Кроме того, в руки ученых попали около 600 миниатюрных бутылочек с христианской символикой, которые на веревочке можно было носить на шее.

В нынешнем году на N + 1 уже рассказывали об археологических находках, сделанных на территории современной Турции. Так, в древнем городе Прусиас-ад-Гипиум исследователи нашли мраморный блок с изображением мифического охотника Актеона, которого разрывают его собственные собаки. А в древнем городе Сиедра археологи обнаружили мозаику, на которой изображены 12 подвигов Геракла.

В лаосской Долине кувшинов нашли мегалитическую урну с человеческими останками