Китайский марсоход нашел следы древнего наводнения на равнине Утопия

Китайские планетологи благодаря данным с борта марсохода «Чжужун» описали детали строения подповерхностных слоев грунта на равнине Утопия. Ученые пришли к выводу, что структура отложений свидетельствует о масштабном наводнении, произошедшем в регионе около 3 миллиардов лет назад, и еще одного кратковременного паводка или длительного выветривания пород. Статья опубликована в журнале Nature.

Исследования подповерхностных слоев Марса важны для проверки моделей геологической эволюции планеты, ее гидрологического цикла, а также картины изменения ее климата с древнейших времен, в частности, для ответа на вопрос, был ли Марс пригоден для жизни в прошлом. Один из способов такого исследования — геолокационное зондирование при помощи радарных инструментов. В частности, такими приборами оснащены ровер NASA «Персеверанс», который исследует кратер Езеро вблизи экватора Марса, и китайский ровер «Чжужун», который изучает южную часть равнины Утопия в восточной части северного полушария планеты.

Группа планетологов во главе с Чао Ли (Chao Li) из Института геологии и геофизики Китайской академии наук опубликовала результаты анализа данных наблюдений за подповерхностными слоями Марса, собранных в период с 25 мая по 6 сентября 2021 года при помощи низкочастного канала (15–95 мегагерц) георадара марсохода «Чжужун». За это время ровер проехал примерно 1171 метр к югу от места высадки, при этом увеличение высоты местности составило около 8 метров.

Данные наблюдений георадара позволили составить карту строения подповерхностных слоев Марса в области работы ровера до глубин в 80 метров. Самый верхний слой, толщиной 10 метров, представляет собой реголит, далее идет слой толщиной 20 метров, содержащий небольшие валуны (особенно в нижней части). Ниже залегает третий слой, который простирается до глубины в 50 метров, где находятся валуны метровых размеров (в нижней части). Наконец, на больших глубинах находится слой базальта.

Ученые пришли к выводу, что наблюдаемую многослойную структуру подповерхностных слоев равнины Утопия можно объяснить тем, что в период от позднего Гесперианского до раннего Амазонийского (3,5–3,2 миллиарда лет) произошло катастрофическое наводнение, приведшее к формированию нижнего слоя осадочных отложений по мере спадания уровня паводка. Затем, в средний Амазонийский период (около 1,6 миллиарда лет назад) сформировался вышележащий слой отложений — из-за кратковременного наводнения или в ходе длительных процессов выветривания и падения метеоритов.

Таким образом, результаты радарных наблюдений могут интерпретироваться как еще одно свидетельство существования воды на древнем Марсе, хотя прямых доказательств существования жидкой воды в подповерхностных слоях равнины Утопия радар не нашел.

Сейчас «Чжужун» находится в спячке, пережидая зиму на Марсе. О том, как устроена первая марсианская исследовательская программа Китая мы писали в материале «Вопросы к небу».

Астрономы отыскали рекордно яркий и быстрорастущий квазар