Погружение в VR позволило анестезиологам снизить дозу пропофола, необходимую для седации во время операции на кисти руки. Также пациентам, которые использовали VR-очки, потребовалось меньше времени в послеоперационном отделении клиники по сравнению с пациентами из контрольной группы. Результаты исследования опубликованы в PLoS One.
Обычно для операций на кисти используют предоперационную региональю анестезию и затем контролируемую седацию (monitored anesthesia care, MAC). При достаточной анестезии пациентам потребуется только интраоперационная седация для аксиолизиса, то есть минимальной седации, когда пациент находится в состоянии бодрствования, контактирует с врачом, но может быть нарушена координация. При MAC пациенты получают дозу анестетиков, таких как пропофол, но они могут быть непропорциональными потребностям пациента. Это ведет к увеличению риска передозировки и негативным последствиям, таким как апноэ, гипотензия и послеоперационные нейрокогнитивные расстройства. При этом среди жалоб, связанных с MAC, 21 процент связан с угнетением дыхания из-за передозировки седативных препаратов.
Предполагается, что снижение дозы седативных препаратов может улучшить ситуацию. Так, медики выяснили, что отвлечение внимания во время операции способно снизить тревогу и болевые ощущения. Например, в одном исследовании для этого использовали музыку, DVD-диски, мяч антистресс и разговор с пациентом. Сегодня врачи стараются использовать новые технологии для своих целей, в том числе и виртуальную реальность. Ее применяют для физической реабилитации, регулирования психического состояния или хронической боли. Предполагается, что иммерсивный опыт, который дает VR-гарнитура, отвлекает мозг от обработки вредных раздражителей. Виртуальная реальность обеспечивает эффективный анксиолизис при незначительных процедурах, например, эндоскопии, но пока есть лишь ограниченные доказательства эффективности этой технологии во время операций.
Исследователи из Гренады, Израиля и США под руководством анестезиолога Адиля Фаруки (Adeel Faruki) проверили, может ли VR-иммерсия снизить объем вводимых седативных препаратов во время операции на кисти при использовании региональной анестезии и MAC. В исследовании приняли участие 40 человек старше 18 лет, 34 из них завершили протокол исследования. Пациентов разделили на две группы по 17 человек. Перед операцией все пациенты получили местную анестезию. Пациентам из экспериментальной группы на время операции одели VR-очки и наушники с шумоподавлением. Во время процедуры они могли выбирать из нескольких 360-градусных VR-сред и видео, слушать управляемую медитацию, а также переключаться между программами с помощью персонала. Дополнительные анальгетики и анестетики вводились либо по просьбе пациента, либо по решению анестезиолога в соответствии с клинической оценкой. Контрольной группе была проведена MAC, наушники и VR-очки они не использовали.
Исследователи анализировали дозу пропофола в контрольной и экспериментальной группах. Также они изучили ответы пациентов после операции на вопросы о боли и испытанной тревоге во время процедуры, а также выяснили их общую удовлетворенность процедурой. Кроме того было проанализировано время пребывания пациентов из обеих групп в послеоперационном отделении. Через месяц после операции пациенты оценили работоспособность руки по шкале от 0 до 100. Эксперимент показал, что пациенты с погружением в виртуальную реальность получили значительно меньше миллиграмм пропофола в час, чем участники из контрольной группы (MVR = 125,3 (SD ±296,0), Мконтроль =750,6 (SD ±334,6), p<0,001). Анализ дозировки с учетом продолжительности процедуры и массы тела пациента также подтвердил, что участники из экспериментальной группы получали меньше миллиграмм пропофола на килограмм веса в минуту, чем пациенты без виртуальной реальности (MVR = 0,01 (SD 0,03), 95-процентный ДИ (0,00–0,03); Мконтроль = 0,07 (SD 0,03), 95-процентный ДИ (0,06–0,09), значение p на основе бутстрэп-теста <0,001). Однако отмечается, что дополнительную местную анестезию во время операции чаще получали пациенты с VR (7 из 17) по сравнению с контрольной группой (1 из 17).
При этом не было выявлено никакой существенной разницы между группами по общей удовлетворенности пациентов. Оценка проводилась по шкале от 0 до 100, медиана экспериментальной группы составила 92 с межквартильным размахом (77–100), а медиана контрольной группы — 100 (100-100) (p = 0,087). Также не было существенных различий в оценке боли после операции и в отношении введенных периоперационных опиоидных анальгетиков. А вот время пребывания пациентов, которым провели операцию с VR, в послеоперационном отделении снизилось на 22 минуты по сравнению с контрольной группой (медианаVR 53,0 (межквартильный размах (43,0–72,0) против медианаконтроль 75,0 (межквартильный размах 57,5–89,0), p = 0,018). У большинства участников в обеих группах дыхание характеризовалось как нормальное, без необходимости в посторонней помощи.
Таким образом, использование VR помогло снизить дозу анестетика пациентам при операции на кисти руки. При этом существенных различий между анестезией с использованием VR и обычной MAC в оценке пациентами боли, расслабления, беспокойства или общей удовлетворенности не было. Это позволяет предположить, что VR-погружение может помочь избежать потенциально вредной или ненужной седации без ущерба для комфорта пациента. Однако исследователи отмечают, что из-за того, что исследование проводилось не слепым методом и из-за ряда других ограничений результаты следует интерпретировать как предварительные и требующие проверки в будущем.
Если вам интересно, как возникает боль, а особенно боль в голове, то читайте об этом в блоге «Боль в твоей голове: Откуда она берется и как от нее избавиться».