Ограничение свободы рук влияет на семантическую обработку слов, обозначающих предметы, с которыми можно проводить различные действия руками, например, схватить. Японские ученые выяснили, что ограничение не только влияет на обработку значения таких слов, но и снижает активность левого полушария мозга в ответ на такие объекты. Исследование опубликовано в Scientific Reports.
Теория воплощенного познания предполагает, что семантическая обработка тесно связана с движениями тела. Например, часть наших знаний и представлений о карандаше включает в себя информацию о движениях тела, связанных с ним — как его держать, как двигать рукой и пальцами, чтобы писать. Исходя из этой теории были проведены исследования о взаимосвязи между движениями тела и значениями слов. Например, ученые обнаружили, что фиксация рук ухудшает запоминание слов, которые обозначают объекты, с которыми можно производить какие-то действия руками. Однако неясно, на каком этапе обработки мозгом возникает этот эффект.
Теменная доля и премоторная кора связаны со знанием объектов и операциями с ними. Так, пациенты с повреждениями теменной доли или премоторной коры страдают от нарушений в знаниях об объектах, которыми можно манипулировать, и о движениях, необходимых для этого. Также ученые обнаружили, что вентральная область премоторной коры и левая нижняя теменная долька (LIPL) активируются сильнее, когда люди видят или называют предметы, которыми можно манипулировать, например карандаши, зонтики, чем когда видят или называют неманипулируемые объекты, например, животные или дома. Различные исследования подтвердили мнение о том, что LIPL способствует в семантической обработке. Также выяснилось, что левая внутритеменная борозда (LIPS), примыкающая к LIPL, активируется при наблюдении за действиями, связанными с объектами, или при захвате и манипулировании предметом. Это связано с намерением совершить движение перед его выполнением. LIPS также участвует в пространственной рабочей памяти, это позволяет предположить, что эта область способствует обработке визуальной информации, необходимой для манипулирования объектами и пространственной обработки. Ученые полагают, что LIPS и LIPL могут отвечать за семантическую обработку объектов, с которыми мы совершаем какие-то действия руками. Но несмотря на то, что ограничение рук влияло на запоминание таких предметов, пока не подтверждено, снижает ли ограничение тела активность мозга, связанную с семантикой.
Психолог Шого Макиока (Shogo Makioka) из Столичного университета Осаки (Osaka Metropolitan University) совместно с коллегами выяснил, влияет ли ограничение рук на активность в тех областях мозга, которые участвуют в семантической обработке, и как оно влияет на скорость этой обработки. Они исследовали работу передней (AIP) и задней (CIP) областей LIPS, а также переднюю (SMG) и заднюю (AG) области LIPL. Активность мозга измерялась с помощью функциональной ближней инфракрасной спектроскопии (fNIRS). В исследовании приняли участие 28 человек, средний возраст составил 19,6 лет, 18 из них были женщины. Участникам предлагалось сравнить размеры манипулируемых и неманипулируемых объектов, названиях которых возникали на экране (по 64 наименования для каждой категории). Нужно было назвать вслух, какой из предметов больше другого (например, в паре «чашка» и «метла»). При выполнении задания участников просили положить руки на стол. В одном эксперименте руки лежали свободно, в другом — их сдерживала прозрачная акриловая пластина. Чтобы избежать утомляемости участников, между экспериментами делали перерыв в несколько дней.
Анализ ответов участников показал, что связь между ограничением рук и манипулируемыми объектами была значительной. Среднее значение времени реакции было меньше при ответе с манипулируемыми объектами и без ограничения рук, однако эта разница не была значимой. Но результаты все же показывают, что ограничение рук по-разному влияло на обработку манипулируемых и неманипулируемых объектов: семантическая обработка предметов, с которыми можно совершать манипуляции руками, подавлялась, когда руки были под прозрачной доской.
Что касается влияния ограничения рук на различные области мозга, то ученые установили значимую связь между ограничением и манипулируемыми объектами в CIP, SMG и AG. В апостериорном анализе влияние ограничения на управляемые объекты было значительным в AIP и CIP, в отличие от влияния на неманипулируемые объекты. Это позволяет предположить, что ограничение рук подавляет гемодинамический ответ на объекты, которыми можно манипулировать, в LIPS и LIPL, что согласуется с результатами анализа среднего времени реакции.
Таким образом, психологи установили, что ограничение рук снижает активность по крайней мере в LIPS при выполнении семантической обработки манипулируемых объектов. Также результаты анализа времени реакции подтвердили, что ограничение рук больше тормозит обработку манипулируемых объектов, чем неманипулируемых. Ранее ученые установили, что мозг не видит семантической разницы между устной и письменной речью.
Надежда Чекасина
Эти данные важны для понимания эволюции коммуникации и речи
Исследовательницы из Великобритании изучили, насколько хорошо люди понимают жесты других гоминид. Они создали онлайн-игру, в которой люди смотрели видео с распространенными жестами шимпанзе и бонобо и выбирали возможное значение этих жестов из предложенных вариантов. Анализ данных 5656 участников показал, что люди хорошо распознают обезьяньи жесты. Эти результаты важны для понимания эволюции коммуникации и речи. Исследование опубликовано в PLOS Biology. Человеческий язык нужен не только затем, чтобы передавать информацию, но и чтобы передавать смысл. Мы используем язык преднамеренно, в отличие от вокализаций других животных, которые нередко являются просто реакцией на какой-то определенный стимул вроде близости хищника или пищи — и не важно, есть вокруг сородичи, или нет. Мы можем выбирать, говорить или не говорить что-то, как и когда это делать. Однако, по мнению ученых, было бы ошибкой полагать, что такая сложная форма коммуникации появилась у человека ни с того ни с сего. Все остальные гоминиды — орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо — говорить как люди не могут, но используют звуки и жесты примерно схожим образом. Они также ориентируются на адресата и перестают демонстрировать жест, когда другая обезьяна делает то, что от нее хотят. Сейчас идентифицировано более 80 жестов гоминид, часть из которых у разных видов — общие. Люди, несмотря на близкое родство с шимпанзе и бонобо, жесты обезьян использовать, судя по всему, перестали. Но, возможно, мы просто слишком замаскировали это: тот факт, что мы жестикулируем ничуть не меньше в совершенно разных контекстах, может усложнять поиск нужных жестов в нашем репертуаре. Также недавнее исследование показало, что дети, которые еще не умеют говорить, могут использовать около 50 жестов из репертуара обезьян. Возможно, жесты других гоминид все еще доступны нам — хотя бы отчасти. Исследовательницы из Лаборатории диких умов (Wild Minds Lab) Сент-Эндрюсского Университета Кирсти Грэхэм (Kirsty Graham) и Кэтрин Хобейтер (Catherine Hobaiter) с помощью компьютерной игры проверили, как люди понимают самые распространенные жесты шимпанзе (Pan troglodytes) и бонобо (Pan paniscus). Ученые проанализировали данные 5656 участников, которые посмотрели 20 коротких видео, где обезьяна показывает какой-либо жест, и выбрали значение этого жеста из четырех предложенных вариантов. Участников случайным образом разделили на две группы: одна смотрела только видео с жестами, другая видела также краткое описание контекста — всего по одной строке. Каждое видео сопровождалось простой иллюстрацией жеста, которая помогала понять, что происходит на видео (неопытный зритель не всегда определяет это с первого раза) — примеры таких иллюстраций можно посмотреть здесь. Всего было 40 видео с жестами шимпанзе и бонобо, и каждая группа увидела по 20. Исследователи выбрали 10 наиболее распространенных типов жестов, значение которых было уже известно как у шимпанзе, так и у бонобо. У большинства (13 штук) жестов было одно значение, а у 4 типов жестов шимпанзе и 3 типов жестов бонобо — несколько. Исследователи определили главное (более частое) и дополнительное значение — оба эти значения предлагались среди вариантов. Так, например, жест «сильный громкий скрежет» (на видео обезьяна чешет себе бок) используется для инициирования груминга, в то время как «встряхивание объекта» (на видео обезьяна трясет ветви деревьев) — как для груминга, так и для совокупления. https://youtu.be/PWujWiRNV-A Бонобо трясет ветку дерева — такой жест обезьяны обычно используют как призыв к совокуплению Видео с разными жестами можно посмотреть на ютуб-канале Great Ape Dictionary, там есть большой плейлист с примерами жестов бонобо. А можно попробовать испытать себя и пройти ту самую игру, где нужно угадывать значения жестов — доступ к ней открыт, а данные не собираются (игра на английском). Участники исследования правильно распознавали значение жестов более чем в 50 процентах случаев — и такой результат нельзя объяснить случайным угадыванием (тогда процент был бы около 25). Если участникам предлагали краткое описание к видео, они чуть лучше распознавали жесты — но разница была совсем небольшой. Так, значение жеста «поднятие руки» участники определили верно почти в 90 процентах случаев: у шимпанзе он означает просьбу еды, а у бонобо — просьбу о грумминге, реже — просьбу нести его. Еще три жеста, включая «демонстрацию гениталий», которая у обоих видов означает призыв к сексу или к тому, чтобы быть дружелюбным, участники верно поняли в 75 процентах случаев. Единственным жестом, значение которого люди понять не смогли, было то самое «встряхивание объекта». Его основное значение и у шимпанзе, и у бонобо действительно неочевидное — приглашение к сексу; еще иногда шимпанзе используют его как сигнал «отойди от меня», а бонобо — как просьбу о грумминге. Возможно, нам просто хватает ума и сходства с другими приматами, чтобы понять, что они хотят сказать. Однако авторы полагают, что способность понимать жесты гоминид могла достаться нам от наших предков, которые их использовали. Тогда эти жесты могут быть частью эволюционно древнего общего словаря приматов — что очень вероятно в контексте формирования человеческой речи. Впрочем, и вокальные сигналы нечеловеческих приматов не так уж примитивны и могут рассказать нам что-то о формировании человеческой речи. А еще обезьяны могут учиться друг у друга новым формам вокализации или даже жестов.