Имитация несъедобных предметов защитила животных от хищников лучше других видов маскировки

Метаанализ 84 исследований показал, что имитация несъедобных предметов, таких как листья или ветки, является самой эффективной защитной окраской у животных. Чтобы найти замаскированную таким образом добычу, хищнику необходимо на 300 процентов больше времени по сравнению с жертвами без камуфляжа. Другие виды защитной расцветки, например, покровительственная или расчленяющая окраска, намного менее действенны. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B.

Окраска многих животных служит им для защиты от хищников. Некоторые из них сливаются с фоном за счет покровительственной расцветки, а другие напротив, окрашены в контрастные тона, которые разбивают контур тела на отдельные участки. Еще один распространенный способ сбить врага с толку — притвориться несъедобным предметом, например, веточкой, листом или даже кучкой птичьего помета.

Несмотря на то, что разнообразные примеры защитной окраски в животном мире хорошо задокументированы, их эффективность изучена недостаточно. В частности, до сих пор почти никто не сравнивал, какие типы камуфляжа лучше всего защищают от хищников.

Разобраться в данном вопросе решила команда зоологов, которую возглавил Жуан Витор де Алькантра Виана (João Vitor de Alcantara Viana) из Университета Кампинаса. Воспользовавшись базами данных Web of Science и поисковиком Google Scholar, исследователи нашли в научной литературе, опубликованной с 1900 по 2022 год, 1188 упоминаний разнообразных типов защитной окраски, от покровительственной до имитации несъедобных предметов и ложных глаз. Затем из них отобрали 84 статьи, авторы которых экспериментально проверяли эффективность камуфляжа, в частности, сколько времени хищники тратят на поиск замаскированной добычи и какой процент замаскированных животных подвергается атакам хищников.

Метаанализ показал, что защитная окраска действительно защищает животных от врагов. В среднем она повышает время, которое необходимо хищнику для поиска жертвы, на 62,57 процента. Кроме того, защитная окраска на 27,34 процента снижает долю особей, атакованных хищниками. Самой эффективной стратегией защиты от врагов оказалась имитация несъедобных объектов. Из-за нее хищникам приходится тратить на поиск замаскированной добычи на 295,43 процента больше времени. Для покровительственной и расчленяющей окраски значения этого показателя примерно совпадают и составляют 56,63 и 52,75 процента соответственно. Для сравнения, ложные глаза и камуфляж движения не оказывают влияния на время, которое требуется хищнику, чтобы обнаружить жертву. Маскировка также сокращает долю особей, атакованных хищниками. Покровительственная окраска снижает число нападений на 22,69 процента, расчленяющая окраска — на 18,73 процента, а камуфляж движения — на 29,99 процента.

Успешнее всего защитной окраской пользуются гусеницы. На поиск замаскированных личинок бабочек хищники тратят на 279,49 процента больше времени по сравнению с контролем. Также гусеницы с камуфляжной расцветкой на 30,8 процента реже подвергаются атакам птиц и других хищников.

Результаты исследования подтверждают пользу защитной окраски. Кроме того, они демонстрируют, что лучше всего защищены от хищников те животные, что подражают несъедобным предметам. Впрочем, этот вариант камуфляжа, несмотря на свою эффективность, подходит не для всех видов. Его могут использовать лишь малоподвижные существа, которые по размеру совпадают с имитируемыми объектами.

Защитную окраску используют не только животные, но и некоторые растения. Например, рябчики Делавэя (Fritillaria delavayi), растения из гор юго-западного Китая, приобрели маскирующую буровато-серую расцветку листьев, которая помогает им скрыться от глаз людей. Благодаря этой адаптации они могут спастись от интенсивного сбора луковиц на нужды китайской медицины. При этом в местностях, где добывать рябчики трудно, их листья остались зелеными.

Ученые клонировали еще двух вымирающих американских хорьков