В керамике периода Дзёмон нашли следы тараканьих оотек

Археологи исследовали керамику периода Дзёмон возрастом от 4000 до 5300 лет, обнаруженную в Японии. В пяти артефактах они нашли следы тараканьих оотек. Одну из них отложили японские тараканы (Periplaneta japonica), остальные — похоже, дымчатые тараканы (P. fulinginosa). Ранее считалось, что последний вид завезли в Японию лишь в XVIII–XIX веках. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

Продолжительный этап истории Японии занимает период Дзёмон (с японского «след веревки, веревочный узор»). Эта эпоха охватывает период с XIV по I тысячелетия до нашей эры. В Японии переход от эпохи палеолита к периоду Дзёмон ознаменовался важным технологическим прорывом — местные охотники-собиратели-рыболовы начали изготавливать посуду из обожженной глины. Кроме того, уже на самом раннем этапе произошел переход сначала к полуоседлому, а затем и к оседлому образу жизни. Жители Японии этих времен строили наземные жилища и полуземлянки, возводили хозяйственные постройки и сооружали ритуальные комплексы из камня.

В последние два десятилетия ученые уделяют пристальное внимание исследованиям керамики периода Дзёмон, привлекая новые методы, включая компьютерную томографию и сканирующую электронную микроскопию. Это принесло свои результаты. Так, ученые выяснили, что возделывание зерновых культур началось в Японии раньше примерно на 100 лет — около 1190–820 годов до нашей эры. Кроме того, ученые обнаружили остатки вредителей — кукурузных долгоносиков (Sitophilus zeamais), что свидетельствовало о хранении крупных запасов еды внутри помещений уже во времена Дзёмон.

Хироки Обата (Hiroki Obata) из Университета Кумамото совместно с коллегами из Японии исследовал археологические материалы периода Дзёмон, чтобы прояснить историю сожительства людей и тараканов. В коллекциях с четырех памятников с островов Хонсю и Кюсю периода Дзёмон они обнаружили пять керамических изделий с отпечатками тараканьих оотек. Археологи датировали эти артефакты между 5300 и 4000 лет назад.

Затем исследователи изучили морфологию оотек 12 местных и завезенных видов тараканов, обитающих сегодня в Японии. Сравнение с археологическими образцами позволило ученым заключить, что в керамике с памятника Секигути возрастом 5000–5300 лет (префектура Яманаси) сохранились следы оотеки, оставленной японским тараканом. Маленький размер, по мнению исследователей, видимо, предполагает, что ее оставила или карликовая особь, или же это аномалия. Точно установить видовую принадлежность следов на керамике с острова Кюсю ученым не удалось. Они объяснили это разнообразием размеров и морфологии современных образцов, а также ограниченной информативностью археологических находок.

Ученые обратились к предыдущим исследованиям экологии и истории тараканов в Японии. По их данным, оотеки с керамики были похожи на те, что откладывают дымчатые тараканы и субтропические тараканы с юга Японии P. japanna. Однако последние представляют собой вид, обитающий только в полях, но не в домах. По мнению ученых, вопреки прошлым представлениям дымчатые тараканы не были завезены в Японию с юга Китая в XVIII–XIX веках, а оказались там гораздо раньше, возможно, еще в эпоху палеолита. Поэтому они предполагают, что оотеки, обнаруженные в керамике с острова Кюсю, могли оставить дымчатые тараканы.

Ученые заключили, что организмы, обнаруженные в керамике периода Дзёмон указывают на место, где она была изготовлена. Ранее в ней находили остатки растений, которые хранились и перерабатывались внутри помещений. Кроме того, в ней встречались остатки домашних вредителей, например, кукурузных долгоносиков. Все это указывает на то, что керамику древние жители Японии изготавливали внутри своих жилищ.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных древностям Японии. Так, химики выявили предназначение глиняных горшков периода Дзёмон. А палеогенетики проанализировали ДНК древних жителей Японии и выявили три предковые группы у современного населения.

В окрестностях Сиднея нашли 30-тысячелетнюю ямку с охрой