Археологи нашли хорошо сохранившиеся фрагменты римских фресок из 2000-летнего храма

Изображение богини Купры в Правительственном дворце Асколи-Пичено, художник Адольфо де Каролис

Infinitispazi / Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0

Археологи обнаружили фрагменты фресок при раскопках 2000-летнего храма Купры в итальянской коммуне Купра-Мариттима, сообщает CNN. Они выполнены в третьем помпейском стиле. Сохранившиеся интерьерные фрески такого рода встречаются редко.

Купра-Мариттима из-за своего расположения на адриатическом побережье был важным портовым городом и центром торговли: он славился производством и экспортом оливкового масла. Коренным населением здесь были пицены. В III веке до нашей эры земли перешли под контроль римлян, однако муниципалитетом город стал только в I веке до нашей эры.

Еще античный историк Страбон упоминал о храме Купры, расположенном здесь. Он был построен в начале первого века нашей эры. Купра считается этрусской богиней плодородия, культ которой обещал последователям богатый урожай и власть над силами природы. Согласно Страбону, Купра, которая со временем вошла в римскую религию, соответствовала древнеримской Юноне. В июле 2022 года в археологическом парке Купра-Мариттима начались раскопки храма, пока раскопана только пятая часть.

Археолог Марко Гиглио (Marco Giglio) и его коллеги из Университета Востока обнаружили 100 фрагментов цветных фресок, которые раньше украшали стены храма Купры. Сами фрагменты и краска на них хорошо сохранились, что бывает редко из-за влажности и трудностей извлечения артефактов во время раскопок. Части фресок окрашены в синие, желтые, черные, красные и зеленые цвета, также на них сохранились фрагменты изображений канделябров, цветочных гирлянд и маленьких пальм. По мнению археологов, эти росписи были созданы в третьем помпейском (или «орнаментальном») стиле, который часто использовали для украшения богатых домов в Помпеях и Риме, а не для религиозных сооружений.

Предполагается, что нижняя часть стен храма была окрашена в желтый цвет, а красные, черные и желтые квадраты на стенах разделяли изображения канделябров и гирлянд. На фресках также обнаружили небесно-голубой цвет, считается, что им был раскрашен потолок святилища. Археологи отмечают, что такой цвет редко встречается на потолках, и это может быть обозначением небесного свода и свидетельствовать, что здание действительно построено в честь богини. Но несмотря на эти данные и то, что храм назван в честь Купры, ученым еще предстоит установить, с каким культом была связана святыня.

Храм за свою историю претерпел несколько значительных изменений, из-за этого сложно определить, как он выглядел изначально. В 127 году нашей эры римский император Адриан решил провести капитальный ремонт святилища, которое пострадало от времени и стихийных бедствий. Чтобы укрепить конструкцию, он приказал отколоть часть стен и покрыть их мрамором. Оригинальные интерьерные фрески были разбиты на мелкие кучки, позднее римские строители использовали их как основу для новых полов.

Адриан добавил зданию девятиметровые колонны, полуколонны и львиные головы на крыше. Также на территории храма он построил две кирпичные арки, которые до сих пор сохранились, наряду с подиумом и лестницей, ведущей ко входу. Со временем храм был разрушен: мрамор и колонны использовали в качестве строительных материалов, а в XIX веке стены святилища снесли, чтобы построить сельский дом.

Ранее в Италии археологи нашли останки готского всадника. Его кости содержат следы многочисленных травм и переломов, а череп был искусственно деформирован. Археологи полагаю, что он был убит в VI веке нашей эры.

Надежда Чекасина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.