Группа ученых из Массачусетского технологического института обнаружила у прокариот белки иммунной системы, которые могут детектировать не только вирусную ДНК, но и белки бактериофага. Такие белки одним участком распознают патоген, а после этого в них активируется фрагмент, который вызывает воспалительный ответ. Подобные иммунные системы известны во всех царствах живых организмов, но в бактериях их обнаружили впервые. Исследование опубликовано в журнале Science.
Борьба организмов с вирусами — это постоянная гонка вооружений. Чтобы эффективно сражаться с инфекцией нужен не один защитный механизм. В бактериях уже находили такие системы как CRISPR/Cas. Они уничтожают бактериофаг, обнаружив лишь небольшой участок его генома. Ученые считают, что у бактерий можно обнаружить еще множество способов избавиться от опасного вируса.
В иммунной системе эукариот давно известны NLR-рецепторы (NOD-like receptors) — ключевые игроки противовирусного ответа. Эти рецепторы состоят из трех участков: центрального, C-концевого, который отвечает за распознавание вируса, и N-концевого — вызывающего воспаление. NLR-белки реагируют на многие вирусные фрагменты: пептидогликаны из вирусной клеточной стенки, вирусную РНК или белки хозяина, измененные патогеном. В геноме бактерий тоже находили последовательности, кодирующие подобные рецепторы и они получили название Avs NLR-рецепторы. Однако до сих пор не было известно, как именно работает эта иммунная защита.
Группа исследователей из Массачусетского технологического института под руководством Линьи Алекса Гао (Linyi Alex Gao) и Фэня Чжана (Feng Zhang) в предыдущей работе изучила последовательности ДНК сотен тысяч бактерий и архей и выявила гены, кодирующие Avs NLR-рецепторы. В новом исследовании ученые сосредоточились на нескольких таких генах и их механизме действия: SeAvs3 из Salmonella enterica и EcAvs4 из Escherichia coli. Для обоих белков показана противовирусная активность в отношении фага PhiV-1, но неизвестно, как именно вирус активирует Avs белки.
Последовательность фага PhiV-1 клонировали и доставили в клетки E. coli. Предполагалось, что совместная экспрессия белков Avs и их возможных вирусных триггеров приведет к разрушению вирусной ДНК. В присутствии рецепторов Avs деградировала та вирусная ДНК, которая кодировала большую субъединицу вирусной терминазы (gp19) и структурный белок gp8. Выяснилось, что белки SeAvs3 и EcAvs4 работали как нуклеазы и уничтожали вирусную ДНК.
Также оказалось, что рецепторы SeAvs3 и EcAvs4 распознают широкий спектр вирусных белков. Например, они уничтожали непосредственно протеины gp19 и gp8, а не только фрагменты ДНК, которая их кодирует. Протеины Avs реагировали не на пептидную последовательность, а на особенности третичной структуры белков, поскольку в исследовании изучались терминазы с идентичностью последовательности менее 5 процентов, но каждая из них активировала рецепторы Avs.
С помощью криоэлектронной микроскопии ученые определили структуры комплексов «Avs-фаговый белок» и показали, что Avs образуют тетрамеры, в которых С-концевой домен связывается с одним белком-мишенью.
Обнаруженная иммунная система на основе NLR-рецепторов подчеркивает сходство между защитными стратегиями прокариот и эукариот и расширяет представления о распознавании патоген-специфических белков в царстве бактерий. Однако вирусы и бактериофаги не уступают в гонке вооружений и изобретают новые пути обхода иммунной системы клеток хозяев. Ранее мы рассказывали, как бактериофаг справляется с иммунитетом бактерий, подавляя активность CRISPR.
Ирина Грищенко
Даже при сохранности лишь одного сантиметра его волокон
Ученые из Германии и США обнаружили, что неполное рассечение мозолистого тела взрослого человека не нарушает интеграцию двух полушарий мозга, даже если разрушена большая часть соединяющих полушария нервных волокон. Как считают исследователи, это противоречит классическим представлениям о соответствии структуры и функции и свидетельствует о том, что механизмы межполушарной интеграции очень адаптивны. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.