«Джеймс Уэбб» отыскал первого кандидата на вспышку сверхновой

Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» отыскал первого кандидата на вспышку сверхновой. Обнаруженный транзиент отсутствует на снимках за 2011 год и находится в галактике, свет от которой шел до нас 3,2 миллиарда лет. Сообщение об открытии транзиента опубликовано на сайте Transient Name Server.

Одной из задач «Джеймса Уэбба» является поиск и исследование вспышек сверхновых по разным программам наблюдений. Получаемые в результате них данные нужны как астрофизикам для проверки моделей механизмов взрыва сверхновых, так и космологам, которые пытаются уточнить скорость расширения Вселенной.

Группа астрономов во главе с Майком Энгессером (Mike Engesser) из Института исследований космоса с помощью космического телескопа сообщила об открытии первого кандидата на роль вспышки сверхновой, найденного при помощи «Джеймса Уэбба». Транзиент был найден при сравнении снимков неба, полученных прибором NIRCam «Джеймса Уэбба» в ближнем инфракрасном диапазоне, и архивных изображений камеры ACS космического телескопа «Хаббл» — его не было на снимках в 2011 году, однако источник излучения есть на снимках, полученных летом 2022 года.

Обнаруженный точечный источник излучения находится в галактике SDSS J141930.11+525159.3, для которой значение красного смещения z=0,284, что означает, что свет от вспышки шел до Земли около 3,29 миллиардов лет. Абсолютная звездная величина транзиента оценивается от -15,5 до -16. Ученые считают, что этот транзиент может быть вспышкой сверхновой, уже прошедшей пик яркости, подтверждение открытия должны дать дальнейшие наблюдения, которые также помогут определить тип сверхновой.

О сложном пути создания «Джеймса Уэбба» и его устройстве можно узнать из материала «Лети и смотри», а полюбоваться на его первые снимки — в материале «Глянуть инфракрасным глазом».

New Horizons заметила повышенную запыленность Пояса Койпера