Китай запустил в космос лабораторный модуль «Вэньтянь» для орбитальной станции «Тяньгун»

Ракета-носитель «Чанчжэн-5Б» успешно вывела в космос первый лабораторный модуль «Вэньтянь», который станет вторым модулем китайской орбитальной станции «Тяньгун». Благодаря ему расширяется жилое пространство станции, а также появляется возможность проводить эксперименты внутри и вне модуля. Трансляцию пуска вел в YouTube телеканал CGTN.

Создание многомодульной орбитальной станции «Тяньгун» началось в 2021 году, она стала третьим этапом развития китайской пилотируемой космонавтики после полетов одномодульных орбитальных станций и космических кораблей. Всего в составе станции будет три главных модуля — основной «Тяньхэ», который был отправлен на орбиту весной прошлого года, и два лабораторных модуля «Вэньтянь» и «Мэнтянь». Кроме того, планируется запуск дополнительного модуля «Сюньтянь», представляющего собой 2-метровый космический телескоп, а в будущем станция может быть расширена до шести модулей.

В 09:22 по московскому времени в 24 июля тяжелая ракета-носитель «Чанчжэн-5Б» стартовала с космодрома Вэньчан и через несколько минут вывела модуль «Вэньтянь» на околоземную орбиту со средней высотой 393 километра. Когда «Вэньтянь» сблизится с «Тяньхэ», то экипаж основного модуля, прибывший туда на корабле «Шэньчжоу-14», состыкует его с основным узлом «Тяньхэ», а затем перестыкует к боковому узлу.

«Вэньтянь» обладает длиной 17,9 метра, максимальным диаметром 4,2 метра и массой в 22 тонны. В нем есть помещения для экипажа и шлюз, который станет основной точкой для выхода китайских астронавтов в открытый космос, а также экспериментальные стенды внутри модуля и места для размещения полезной нагрузки вне станции. Модуль оснащен  манипулятором — аналогом системы «АСПр», использовавшейся на станции «Мир» для перестыковки модулей.

Ожидается, что модуль «Мэнтянь» будет запущен в космос в октябре этого года, а «Сюньтянь» — в конце 2023 года. Всего станция должна проработать 10-15 лет на низкой околоземной орбите.

О том, как КНР планирует исследовать Солнечную систему можно прочесть в материале «Красный космос».

Японский модуль SLIM в третий раз проснулся на Луне