14000-летний архаичный череп из Китая оказался сапиентным

Китайские палеогенетики отсеквенировали ДНК из 14000-летнего черепа, найденного в пещере Малудун на юге страны. Оказалось, что он принадлежал женщине современного анатомического типа, а не архаичному человеку или гибриду, как это предполагалось ранее. Анализ ее генома показал, что в Восточной Азии жили генетически разнообразные люди, а ближе всего эта женщина оказалась к ранненеолитическому населению южных районов Восточной Азии, индивиду с памятника Усть-Кяхта и первым американцам. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

В 1979 году в Гуанси-Чжуанском автономном районе, расположенном в южной части Китая, китайский геолог обнаружил в пещере Лунлин древние человеческие останки — почти целый череп, первый позвонок шейного отдела, зубы, ребра и часть локтевой кости. В конце 1980-х годов, а затем и в 2000-х, к этим находкам добавились еще кости гоминид, обнаруженные неподалеку в пещере Малудун. В ней археологи раскопали верхнюю часть черепа, две нижних челюсти, а также фрагменты других черепов и обломки берцовой и бедренной кости.

Однако полноценная публикация этих находок произошла лишь в 2012 году, когда в журнале PLoS One палеоантропологи представили их анализ. Тогда исследователи пришли к выводу, что эти индивиды жили около 14,3–11,5 тысячи лет назад, то есть на рубеже позднего плейстоцена — раннего голоцена. Ученые обратили внимание на то, что морфология этих останков выходит за пределы изменчивости людей современного анатомического типа (Homo sapiens). На это, в частности, указал метод главных компонент. Исходя из того, что находки демонстрировали ряд признаков, которые не встречались среди плейстоценовых или современных популяций H. sapiens, они заключили, что останки могли принадлежать, например, дожившим до этих времен архаичным гоминидам. К похожему выводу исследователи пришли и в несколько более поздней работе, когда изучали бедренную кость из пещеры Малудун. Другим объяснением стала возможная гибридизация между людьми современного анатомического типа и более ранними и архаичными жителями Восточной Азии.

Бин Су (Bing Su) из Института зоологии Китайской академии наук и его коллеги из Китая исследовали череп MLDG-1704 из пещеры Малудун, который обладает чертами как современных, так и архаичных гоминид. Такая морфология, по мнению исследователей, может иметь три объяснения: 1) индивид был представителем сохранившейся архаичной популяции древних людей, более молодой чем поздние карликовые гоминиды с Флореса (H. floresiensis); 2) он мог быть гибридом сапиенса и архаичного человека; 3) необычный череп может быть свидетельством многообразия людей современного анатомического типа в плейстоцене. Останки были обнаружены в слое отложений, датируемых между 14650–13970 и 13750–13430 лет назад. Ученые предприняли попытку получить прямую радиоуглеродную датировку для этой находки, но из-за плохой сохранности костного коллагена сделать это не удалось.

В результате исследования палеогенетикам удалось отсеквенировать ДНК этого индивида. Прочитанный геном оказался первым для позднего плейстоцена южных регионов Восточной Азии, поскольку на этих территориях из-за теплого и влажного климата, а также из-за кислотности почв древняя ДНК сохраняется крайне плохо. Ученые смогли достаточно хорошо прочитать митохондриальный геном и гораздо хуже ядерный. Оказалось, что останки принадлежали женщине, относящейся к базальной линии митохондриальной гаплогруппы M9. В настоящее время ее ответвления M9a’b и E распространены на материковой части Восточной Азии и на островах Юго-Восточной Азии и на Соломоновых островах. Обнаруженная же базальная линия предполагает более широкое генетическое разнообразие по материнской линии в популяциях этого региона в позднем плейстоцене.

Исследования ядерного генома также показали, что женщина была человеком современного анатомического типа. Судя по методу главных компонент, она генетически близка к современным жителям Юго-Восточной Азии. Анализ TreeMix указал на родство этого индивида с ранними неолитическими жителями южных районов Восточной Азии, которые образовали отдельный кластер от их современников из прибрежных северных районов Восточной Азии. С помощью программного пакета ADMIXTOOLS они установили, что женщина получила 1,29 процента примеси от денисовцев и 1,27 процента от неандертальцев (H. neanderthalensis). Низкий уровень интрогрессии отверг гипотезу о том, что этот индивид мог быть гибридом. Но при этом исследователи заметили, что, возможно, картина остается не до конца понятной из-за плохого покрытия ядерного генома.

Ученые также решили выяснить время распространения специфичной для Восточной Азии аллели OCA2-His615Arg, ответственной за более светлый цвет кожи. Оказалось, что эта мутация отсутствовала не только в исследованном геноме, но и у человека из пещеры Тяньюань и древних жителей Амура, чья ДНК была отсеквенирована ранее. Однако этот вариант присутствовал в геноме индивида из Ляндао (юго-восток Китая), жившего около 8,2 тысячи лет назад, и у некоторых более поздних людей. Видимо, отбор на эту адаптацию произошел у жителей Восточной Азии в эпоху позднего голоцена.

Среди геномов позднего плейстоцена (около 45–11,7 тысячи лет назад) индивид из пещеры Малудун был ближе всего к человеку с памятника Усть-Кяхта, жившему около 13,9 тысячи лет назад, и первым американцам. Палеогенетики предположили, что вклад от восточных азиатов в генофонд коренных американцев произошел, видимо, до расхождения южной и северной восточноазиатских линий.

Ранее на N + 1 рассказывали о других палеогенетических исследованиях древних жителей Азии. Так, молекулярные биологи обнаружили ранее неизвестную популяцию древних людей на Сулавеси, а также выяснили, что жители Южного Узбекистана железного века были генетически близки к современным европейцам.

Африканцев заподозрили в использовании лука и стрел 74 тысячи лет назад