Археологи обнаружили в Херсонесе Таврическом непотревоженные римские гробницы

Археологи сообщили о новых находках, сделанных в пригороде Херсонеса Таврического. Им удалось обнаружить непотревоженный римский погребальный комплекс, относящийся ко II веку нашей эры. Он включает гробницу-колумбарий, а также памятники Аннионы и Аристона. Об этом сообщается в пресс-релизе Института истории материальной культуры РАН.

В черте современного Севастополя находится богатый археологический памятник — руины города Херсонеса Таврического, которые включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Раскопки этого города, основанного греками в V веке до нашей эры и просуществовавшего до конца XIV века, начались больше столетия назад и продолжаются до сих пор. В 2020 году археологи начали разведки на территории, примыкающей к городским стенам с юга, где исследования проводились лишь эпизодически, поскольку с конца XIX века она находилась в распоряжении военного ведомства. В историографии эта местность обычно связывалась с некрополем древнего городища.

В результате этих изысканий были обнаружены и исследованы вырубленные в скале склепы, относящиеся к эллинистическому и римскому периодам, а также хозяйственные и производственные помещения, остатки оборонительных стен и цистерн для воды. Была собрана большая коллекция керамики, металлических, стеклянных, каменных и костяных изделий, в том числе византийские золотые монеты, свинцовые печати средневековых чиновников и славянская серьга-лунница. В минувшем году также сообщалось о важных находках. Так, археологи обнаружили христианский склеп IV–VII веков, вырубленный в скальном уступе, который, вероятно, был семейной усыпальницей. Кроме того, исследователи нашли остатки раннехристианского храма X века с византийским крестом на входе и многочисленными захоронениями.

С прошлого года археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН ведет исследования на территории южного пригорода Херсонеса Таврического, где планируется создать одноименный историко-археологический парк. В новом пресс-релизе сообщается, что масштабные работы уже позволили обнаружить больше двух миллионов артефактов, а также сотни примечательных объектов, относящихся к разным эпохам.

В июне 2022 года археологические раскопки принесли очередные находки. Ученые обнаружили хорошо сохранившийся погребальный комплекс, относящийся к римской эпохе (II век нашей эры). Он включает гробницу-колумбарий из тщательно подогнанных известняковых блоков, в которой могло находиться до 14 ниш для урн с прахом умерших. Кроме того, там же был найден памятник Аннионы, представляющий собой плитовую гробницу, на стеле которой изображена молодая женщина в накидке (гиматие), а также памятник Аристона. На стеле последнего изображена фигура взрослого мужчины, который держит в левой руке свиток. Вероятно, это свидетельствует о его высоком государственном положении.

По словам начальника экспедиции Сергея Соловьева (Sergey Solovyev), археологические работы на этом участке только начались. Но он полагает, что ученые имеют дело с неразрушенным и непотревоженным комплексом. Аналогии ему известны лишь в Турции, Греции и Италии, но не в Причерноморье.

Ранее на N + 1 рассказывали о том, что фрагмент раскрашенного цветного стекла с римской виллы в Великобритании, вероятно, был частью необычного флакона, изготовленного крымскими мастерами. Единственный похожий артефакт до этого был обнаружен в римском погребении II века в Херсонесе.

В древних сосудах из Коцумальхуапы нашли остатки табака