Трехмерная модель Комплекса Ориона подтвердила связь Петли Барнарда со взрывами сверхновых

Астрономы на основе данных наблюдений наземных и космических телескопов создали самую детальную трехмерную модель области звездообразования Ориона. Благодаря ей ученые определили, что огромная туманность Петля Барнарда была сформирована за счет взрывов 10-20 сверхновых за последние шесть миллионов лет. Препринт работы доступен на сайте authorea.com, кратко о ней рассказывается на сайте Гарвард—Смитсоновского центра астрофизики.

Комплекс Ориона является ближайшей (1400 световых лет) к Солнцу областью активного масштабного звездообразования, связанной с огромными молекулярными облаками. Для астрономов этот регион интересен с точки зрения исследований механизмов формирования звезд и планетных систем, а также влияния ионизирующего излучения, вспышек сверхновых и звездных ветров на процессы, идущие в туманностях, и их структуру.

Одной из наиболее заметных деталей Комплекса Ориона стала Петля Барнарда, хорошо знакомая астрономам-любителям. Она представляет собой огромную дугу, светящуюся за счет излучения ионизированного звездами водорода, и впервые описана в 19 веке. Многие ученые считают, что Петля могла быть создана за счет ударных волн одной или нескольких сверхновых, однако долгое время не удавалось связать положения и скорости многих звезд в области Ориона с газом и пылью в этой области.

Группа астрономов во главе с Майклом Фоули (Michael Foley) из Гарвардского университета построила самую детальную трехмерную модель области звездообразования Ориона (посмотреть можно тут), используя данные о положении и скоростях звезд, собранных космическим телескопом Gaia, а также данные наблюдений за областью различных наземных и космических телескопов.

Ученые пришли к выводу, что звездное скопление OBP-B1, которое находится в середине пылевой оболочки перед молекулярными облаками Ориона А и В и характеризуется возрастом 6,8 миллионов лет и звездной массой в 1000 масс Солнца, начало расширяться 7,7–9,6 миллионов лет назад. При этом выброшенный из скопления газ, движимый звездными ветрами и давлением излучения от OBP-B1 и остальной части ассоциации Пояса Ориона, стал материалом для создания Петли Барнарда, а ее форму сформировали взрывы 10-20 сверхновых за последние 6 миллионов лет.

Ранее мы рассказывали о том, как ученые нашли огромную ультрафиолетовую дугу в созвездии Большой Медведицы, которая может быть связана со вспышкой сверхновой.

«Галилео» нашел на Земле континенты и кислородную атмосферу