Самую быструю вспышку новой уличили в потере массы за счет ветров

Астрономы при помощи Большого бинокулярного телескопа определили, что Новая Геркулеса 2021, которая оказалась рекордно быстрой вспышкой новой, может быть промежуточным поляром, теряющим массу за счет звездных или аккреционных ветров. В такой системе замагниченный белый карлик перетягивает на себя вещество звезды-компаньона. Статья опубликована в журнале Research Notes of the American Astronomical Society.

Новыми называют резкое увеличение светимости некоторых звезд на несколько порядков. Подобные вспышки происходят в тесных двойных системах, состоящих из белого карлика и обычной звезды, которая может быть красным гигантом или звездой главной последовательности. В системе идет процесс аккреции вещества звезды-донора, которое содержит 90 процентов водорода, на белый карлик. Накопление вещества во внешнем слое карлика сопровождается ростом плотности и температуры, что приводит к инициации реакций слияния ядер водорода в гелия и мощной вспышке, которая не разрушает карлик, а лишь порождает выброс части вещества из внешнего слоя. В дальнейшем процесс повторяется каждые несколько десятков или тысяч лет.

Новая Геркулеса 2021 (V1674 Her) была обнаружена 12 июня 2021 года японским астрономом Сэйдзи Уэдой (Seiji Ueda), пиковая видимая звездная величина вспышки составила 6. Дальнейшие мультиволновые наблюдения за ней позволили определить рекордно быстрое падение яркости за всю историю наблюдения новых, при этом переход от класса Fe II к He/N произошел уже через 5,5 дня после вспышки, а через 17 дней после вспышки в спектре наблюдались небулярные линии излучения. Источник вспышки находится на расстоянии 16,3 тысячи световых лет от Солнца.

Группа астрономов во главе с Чарльзом Вудвордом (Charles Woodward) из Университета штата Аризона опубликовала результаты спектроскопических наблюдений за V1674 Her, проведенных в 2021–2022 годах при помощи Большого бинокулярного телескопа.

Данные наблюдений подтвердили классификацию V1674 Her как неоновой новой, в которой излучение создается горячим белым карликом, ионизирующим околозвездное вещество, богатое гелием. Система может быть промежуточным поляром — подвидом катаклизмической переменной, содержащей замагниченный белый карлик, орбитальный период которого может составлять 501 секунду. Скорость движения выброшенного вещества после вспышки оценивается более чем в 5000 километров в секунду. При этом наблюдения показывают, что в двойной системе генерируются изменчивые сильные ветра, исходящие от звезд или от аккреционного диска вокруг карлика и приводящие к потери массы системой. Дальнейшие наблюдения должны дать представление о скорости аккреции вещества на карлик, силе его магнитного поля и геометрии аккреционного диска, который может быть асимметричным.

Ранее мы рассказывали о том, как рентгеновская обсерватория «Спектр-РГ» впервые увидела «огненный шар» новой звезды, предсказанный теоретически.

Астрономы нашли кандидата в звено между зародышами массивных черных дыр и яркими квазарами