Сейсмограф на синхротроне DESY услышал концерт Rammstein

Концерт группы Rammstein неожиданно сильно повлиял на работу сейсмографа, обслуживающего источник рентгеновского излучения PETRA III, расположенного в гамбургском научном центре DESY. Об этом сообщил официальный аккаунт DESY в твиттере. Примечательно, что сейсмограф увидел не звук, а поперечные колебания почвы, причина которых не до конца ясна.

Для изучения тончайших законов мироздания и мельчайших частиц людям приходится строить крупнейшие лаборатории. Точность экспериментов при этом напрямую зависит от того, насколько ускорители и синхротроны защищены от различного рода внешних воздействий. Важным аспектом при этом становится сейсмоустойчивость лабораторий, ведь лишнее дрожание пучков частиц способно существенно ухудшить точность эксперимента. Сейсмозащиту обеспечивают как дополнительные конструкционные элементы, так и грамотный выбор места расположения лабораторий. Их стараются размещать таким образом, чтобы регион был сейсмически спокойным, и точной науке не мешал ни проезжающий рядом транспорт, ни промышленность, ни даже спортивные и концертные площадки.

Немецкий электронный синхротрон (Deutsches Elektronen-Synchrotron, DESY) – крупнейший немецкий научный центр, расположенный основной своей частью в Гамбурге и посвященный исследованию физики элементарных частиц, был спроектирован как раз так, чтобы выдерживать разнообразные шумы. Мы уже рассказывали, как физики из DESY успешно создали ускоритель для электронов размером со спичку, впервые увидели движение ударной волны в алмазе и добились рекордного ускорения электронов терагерцовым импульсом. Работе центра не мешала даже расположенная в двух километрах от него арена «Фолькспаркштадион», на которой не только регулярно проводятся матчи футбольного клуба «Гамбург», но и проходят концерты.

Во всяком случае, не мешала до недавнего времени. 17 июня 2022 года официальный аккаунт DESY в твиттере поделился изображением показаний сейсмометра, обслуживающего источник рентгеновского излучения PETRA III, на котором виден аномально большой и шумный пик, по времени совпадающий с концертом группы Rammstein, который состоялся на стадионе 14 июня. Впрочем, твит не был жалобой – в DESY иронично заметили, что знаменитые рокеры «раскачали» ускоритель сильнее, чем кто-либо ранее в этом году.

По утверждению ученых, сейсмограф фиксирует не звук, который в земной толще распространяется в виде продольных колебаний, а именно поперечные колебания почвы. Вероятно, они были вызваны топанием и прыжками зрителей или взрывами пиротехники, которую так любят музыканты Rammstein. Как отметили физики из группы профессора Кармен Санчес-Валле (Carmen Sanchez-Valle), музыку им было слышно, но концерт не повлиял на стабильность луча, однако ученые посетовали на рост цен в окрестных отелях.

В реплаях к твиту предположили, что по характеру колебаний можно было бы попытаться восстановить сетлист группы, а также сосчитать количество зрителей, на что физики из DESY пошутили, что это будет отличной темой для следующей диссертации. Пользователи также шутили, что истинным источником звука стал концерт Аланис Мориссетт, проходивший в то же время на соседней площадке, представляли себе, как солист группы Тиль Линдеманн мог бы произносить на немецком некоторые физические термины – Synchrotron (синхротрон) и Bremsstrahlung (тормозное излучение), – а также придумали каламбур: «Mein Teilchen», который обыгрывает название одного из хитов группы «Mein Teil» («Часть меня») и физический термин Elementarteilchen (элементарная частица).

Концертная деятельность многих исполнителей, в том числе и Rammstein, сильно пострадала во время пандемии. Это внесло свой, хоть и небольшой, но все же вклад в то, что на это время уменьшился антропогенный сейсмический шум.

Инженеры разобрались с искривлением морковки в холодильнике