В яйце динозавра нашли еще одно яйцо

Индийские палеонтологи обнаружили патологическое яйцо зауропода в отложениях возрастом 72,1–66 миллионов лет: внутри яйца находилось другое яйцо. У нептичьих динозавров подобная патология обнаружена впервые — раньше ее находили только у птиц. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Патологии яиц — нередкое явление как среди современных, так и среди вымерших животных. К числу таких патологий относятся, например, яйцо внутри другого яйца (ovum-in-ovo) или же дополнительные слои скорлупы. Первая патология до сих пор была достоверно зарегистрирована только у птиц, а дополнительные слои скорлупы находили у черепах, ящериц, крокодилов и нептичьих динозавров, но впоследствии обнаружили и у птиц (в широком смысле), в том числе у ископаемых.

Харша Дхиман (Harsha Dhiman) из Делийского университета с коллегами впервые нашли яйцо в яйце у нептичьих динозавров. Палеонтологи исследовали ископаемую кладку яиц зауропод, которую обнаружили в отложениях верхнемеловой формации Ламета (Lameta Formation). Возраст этой формации датируется маастрихтом (72,1–66 миллионов лет назад). Изучив микроструктуру скорлупы яиц, исследователи решили, что кладка принадлежит зауроподу из группы титанозавров.

У одного из яиц исследователи обнаружили два слоя скорлупы. Ученые решили, что это именно яйцо внутри другого яйца, а не многослойная скорлупа, так как между слоями слишком большое расстояние.

Среди 52 гнезд в этом местонахождении было обнаружено только одно патологическое яйцо, поэтому ученые считают, что патология связана с индивидуальными особенностями этой особи. Это может быть, к примеру, пожилой возраст, травма или болезнь. Авторы отмечают, что их находка указывает на схожесть в строении репродуктивной системы нептичьих динозавров и птиц.

В прошлом году палеонтологи опубликовали статью, посвященную находке в Китае яйца хищного динозавра с зародышем внутри. Оказалось, что этот эмбрион принял особую позу перед вылуплением — так делают зародыши птиц. Позже палеонтологи сообщили о находке в этих же отложениях еще двух яиц с эмбрионами — на этот раз они принадлежали растительноядным динозаврам.

Предками тихоходок назвали луолишаниид