В яйце динозавра нашли еще одно яйцо

Индийские палеонтологи обнаружили патологическое яйцо зауропода в отложениях возрастом 72,1–66 миллионов лет: внутри яйца находилось другое яйцо. У нептичьих динозавров подобная патология обнаружена впервые — раньше ее находили только у птиц. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Патологии яиц — нередкое явление как среди современных, так и среди вымерших животных. К числу таких патологий относятся, например, яйцо внутри другого яйца (ovum-in-ovo) или же дополнительные слои скорлупы. Первая патология до сих пор была достоверно зарегистрирована только у птиц, а дополнительные слои скорлупы находили у черепах, ящериц, крокодилов и нептичьих динозавров, но впоследствии обнаружили и у птиц (в широком смысле), в том числе у ископаемых.

Харша Дхиман (Harsha Dhiman) из Делийского университета с коллегами впервые нашли яйцо в яйце у нептичьих динозавров. Палеонтологи исследовали ископаемую кладку яиц зауропод, которую обнаружили в отложениях верхнемеловой формации Ламета (Lameta Formation). Возраст этой формации датируется маастрихтом (72,1–66 миллионов лет назад). Изучив микроструктуру скорлупы яиц, исследователи решили, что кладка принадлежит зауроподу из группы титанозавров.

У одного из яиц исследователи обнаружили два слоя скорлупы. Ученые решили, что это именно яйцо внутри другого яйца, а не многослойная скорлупа, так как между слоями слишком большое расстояние.

Среди 52 гнезд в этом местонахождении было обнаружено только одно патологическое яйцо, поэтому ученые считают, что патология связана с индивидуальными особенностями этой особи. Это может быть, к примеру, пожилой возраст, травма или болезнь. Авторы отмечают, что их находка указывает на схожесть в строении репродуктивной системы нептичьих динозавров и птиц.

В прошлом году палеонтологи опубликовали статью, посвященную находке в Китае яйца хищного динозавра с зародышем внутри. Оказалось, что этот эмбрион принял особую позу перед вылуплением — так делают зародыши птиц. Позже палеонтологи сообщили о находке в этих же отложениях еще двух яиц с эмбрионами — на этот раз они принадлежали растительноядным динозаврам.

Сахелантропу вновь разрешили ходить на двух ногах

Палеонтологи исследовали бедренную и локтевые кости, найденные больше 20 лет назад в Чаде. Они пришли к выводу, что останки принадлежали сахелантропу (Sahelanthropus tchadensis), жившему около семи миллионов лет назад. По мнению исследователей, особь могла передвигаться по земле на двух ногах, но также лазила по деревьям. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature.