Морская трава Posidonia australis в заливе Шарк на западе Австралии
Rachel Austin / University of Western Australia
Биологи обнаружили у берегов Австралии самое большое растение на Земле — колонию морской травы посидонии (Posidonia australis). Ее длина составляет не менее 180 километров, а возраст оценивается в 4500 лет. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Растения могут размножаться не только половым способом, но и за счет вегетативного размножения — то есть клонируя себя. Иногда клональные колонии могут достигать огромных размеров. Один из самых известных примеров — колония тополя осинообразного (Populus tremuloides) по имени Пандо, которая занимает площадь примерно в 43 гектара. Достаточно крупные колонии есть и у водных растений, например у морских трав посидоний (Posidonia). Колонии посидоний разрастаются за счет удлинения корневища, хотя эти цветковые растения, разумеется, могут размножаться и половым путем с образованием семян.
Самую большую клональную колонию на Земле обнаружили австралийские биологи во главе с Джейн Эджлоу (Jane M. Edgeloe) из Университета Западной Австралии. Ученые взяли образцы посидонии P. australis из десяти подводных лугов в заливе Шарк, а затем секвенировали ДНК образцов. Оказалось, что девять лугов состояли из одного клона, который простирался более чем на 180 километров. На основе данных о скорости роста P. australis исследователи выяснили, что максимальный возраст этой колонии составляет 4500 лет (но в этом нет ничего удивительного: к примеру, возраст большой колонии P. oceanica в Средиземном море ученые оценили в 7900 лет).
Минусы вегетативного размножения — низкое генетическое разнообразие и накопление вредных мутаций. Но колония из залива Шарк оказалась полиплоидной — то есть у нее два набора хромосом. Дупликация генома, по мнению ученых, скорее всего, произошла в результате гибридизации P. australis и какого-то неизвестного вида посидонии.
Биологи отмечают, что залив Шарк — северная граница ареала P. australis. Для этого залива характерны широкие колебания температуры (от 17 до 30 градусов Цельсия зимой и летом соответственно) и гиперсоленость. Но высокое генетическое разнообразие позволило гибридной колонии адаптироваться к экстремальным условиям.
Ранее мы писали о том, как колонии тополей Пандо угрожают олени и коровы.
Семён Морозов
При этом большая часть природоохранного финансирования приходится на крупных млекопитающих, хищных птиц и морских черепах
Экологи проанализировали данные о 14566 природоохранных проектах и подтвердили, что их средства крайне неравномерно распределены между видами и таксономическими группами. В основном они тратятся на защиту харизматичных животных, таких как крупные млекопитающие, хищные птицы и морские черепахи. Например, особенно щедро оплачивается охрана азиатских и саванных слонов. Кроме того, в рамках программ по защите отдельных биологических видов средства получили лишь около шести процентов видов, находящихся под угрозой исчезновения. А около трети видов, на которые были потрачены средства таких проектов, вообще не относятся к угрожаемым. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.