Астрономы отыскали суперземлю у края обитаемой зоны близкого к Солнцу красного карлика

Астрономы при помощи наземного телескопа «Субару» отыскали суперземлю у красного карлика Ross 508, расположенного в 36,5 световых годах от Солнца. Экзопланета находится у внутреннего края обитаемой зоны своей звезды и получает в 1,4 раза больше излучения, чем Земля от Солнца. Препринт доступен на сайте arXiv.org.

Обновлено: В начале июля 2022 года статья была опубликована в журнале Publications of the Astronomical Society of Japan.

С момента открытия первых экзопланет в конце прошлого века астрономы уже отыскали несколько тысяч подобных объектов, которые вращаются по орбитам вокруг различных типов звезд, таких как звезды солнечного типа, маломассивные карлики, проэволюционировавшие звезды (например красные гиганты) и даже белые карлики и нейтронные звезды. Среди них можно выделить красные карлики как наиболее перспективные цели для поисков экзопланет земного типа как транзитным методом (из-за небольших размеров звезд), так и методом радиальных скоростей (так как наиболее интересные планеты находятся относительно близко к звезде). Тем не менее, на сегодняшний день число найденных экзопланет вокруг холодных М-карликов все еще невелико.

Группа астрономов во главе с Хироки Харакавой (Hiroki Harakawa) из Национального института естественных наук в Японии сообщила об открытии новой экзопланеты у красного карлика Ross 508, расположенного в 36,5 световых годах от Солнца. Масса карлика составляет 0,177 массы Солнца, а радиус — 0,211 радиуса Солнца. Открытие было сделано при помощи метода радиальных скоростей с использованием данных наблюдений, собранных в ближнем инфракрасном диапазоне при помощи инструмента IRD (InfraRed Doppler instrument), установленного на наземном телескопе «Субару».

Минимальная масса новооткрытой суперземли составляет 4 массы Земли, год на ней длится 10,77 земных дней. Длина большой полуоси орбиты Ross 508 составляет 0,0536 астрономической единицы. Это дает усредненную инсоляцию в 1,4 раза превышающую земную, в результате чего экзопланета помещается в область у внутреннего края обитаемой зоны своей звезды, где на ее поверхности может существовать жидкая вода.

Ученые предполагают, что возможно наблюдение прохождений этой экзопланеты по диску своей звезды. Если Ross 508 b имеет внутренний состав, аналогичный Земле, то ожидаемая глубина транзита будет доступной для обнаружения при помощи космического телескопа TESS. Будущие наблюдения должны помочь отыскать атмосферу у Ross 508 b, определить ее объемный состав и механизм формирования.

Ранее мы рассказывали о том, как космический телескоп TESS отыскал у красных карликов экзоюпитер с рекордно низкой плотностью и субнептун с рекордно вытянутой орбитой.

Астрономы впервые заметили грязное пятно на белом карлике