Палеогенетики подтвердили угорское происхождение венгров

Палеогенетики прочитали 271 геном, чтобы выяснить происхождение гуннов, авар и венгров, оказавшихся в Карпатском бассейне в V–IX веках нашей эры. Они обнаружили преемственность между азиатскими хунну и европейскими гуннами, а также подтвердили происхождение авар с территории современной Монголии. Кроме того, ученые выяснили, что генофонд венгров был сформирован несколькими событиями, важнейшим из которых они назвали смешение уральского населения поздней бронзы — носителей межовской культуры — с предками современных нганасан. В последующем предки венгров получили дополнительную иранскую и восточноазиатскую примесь. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

В эпоху Великого переселения народов и раннего Средневековья на Среднедунайскую низменность независимыми волнами вторгались три группы кочевых племен – гунны, авары и мадьяры (венгры), которые, по историческим данным, прибыли из Азии. Эти кочевники серьезно повлияли на культуру и генофонд населения Карпатского бассейна, хотя их собственное точное происхождения и связи с другими древними и современными народами вызывают вопросы. Появлению гуннов в Европе во второй половине IV века предшествовал распад Хуннской державы, а прибытие авар во второй половине VI века совпало с крахом Жужаньского каганата. Недавнее генетическое исследование подтвердило, что знатные авары из Венгрии действительно были родственны древним монголам.

Больше всего вопросов у ученых вызывало происхождение мадьяр, чей язык происходит из региона, расположенного к востоку от Урала. Лингвисты давно пришли к мнению, что венгерский язык принадлежит к угорской группе уральской языковой семьи, где ему наиболее близки языки манси и хантов. Согласно одной из гипотез, предки венгров были кочевыми охотниками и скотоводами, которые населяли лесостепное Зауралье. Они отделились от остальных угров в I тысячелетии до нашей эры, после чего долгое время также населяли бассейн Волги, Камы, а также территорию современной Башкирии.

Группа венгерских ученых под руководством Тибора Тёрёка (Tibor Török) из Венгерской академии наук решила выяснить происхождение гуннов, авар и венгров с помощью методов молекулярной биологии. Для этого они прочитали полные геномы 271 человека с покрытием от 0,15 до 7,09 раза, останки которых в основном были найдены на Среднедунайской низменности. Из дальнейшего исследования ученые убрали геномы людей, находившихся в родственных отношениях, оставив лишь по одному представителю. После этого новые данные были объединены с 2364 древними и 1397 современными геномами евразийцев.

В результате исследования ученые обнаружили, что ранние европейские гунны были генетически близки азиатским хунну. Так, два индивида-воина, похороненных с лошадьми, оказались близки к современным калмыкам и монголам, а также хунну, средневековым монголам, сяньби и некоторым аварам. Среди предковых групп этих людей генетики обнаружили предков нганасан и ханьцев. Отсутствие примеси от западных охотников-собирателей также подтвердило, что эти люди представляют собой мигрантов неевропейского происхождения. С помощью F-статистики исследователи пришли к выводу, что европейские гунны имели монгольское происхождение.

Исследование геномов аварского периода показало, что в их родословной преобладали нганасанский и ханьский предковые компоненты, дополненные генами от неолитических жителей Анатолии и древних северных евразийцев. В то же время у них отсутствовали гены, связанные с древними иранцами и западными охотниками-собирателями. Исходя из этого, ученые пришли к выводу, что авары происходили из Восточной Азии, вероятно, с территории современной Монголии. Моделирование показало, что примерно на 90 процентов геномы авар связаны с древними северо-восточными азиатами.

Исследование венгерских геномов периода завоевания с помощью метода главных компонент показало, что из современных народов они генетически близки к башкирам и поволжским татарам, а из древних — к восточным скифам, к западным и тянь-шаньским гуннам. F3-статистика указала на то, что основная примесь в геномах этих людей происходили от древних европейских популяций и предков современных нганасан. Вероятно, источником европейских генов выступают степные популяции среднего и позднего бронзового века. Наибольший генетический дрейф они разделяли с сибирскими народами, говорящими на уральских языках, — нганасанами, манси, селькупами и энетами.

Взяв за основу манси, палеогенетики сложили геномы венгров из следующих компонентов: на 50 процентов — манси, на 35 процентов — сарматы, на 15 процентов — сибирские скифы / хунну / хань. По расчетам ученых, манси-сарматскую примесь исследованные венгры получили примерно за 53 поколения до своей смерти, то есть около 643–431 годов до нашей эры, а примесь, связанную с манси-скифами / хань — за 24 поколения, то есть около 217–315 годов нашей эры.

Ученые заключили, что по крайней мере часть элиты европейских гуннов и авар происходила с земель бывшей империи Хунну — с территории современной Монголии. Северные хунну ушли из Монголии во II веке нашей эры и во время миграции на запад они столкнулись с сарматами. Вероятно, формирование смешанной гунно-сарматской культуры произошло на Урале. Исследование аварских геномов, особенно представителей элиты, показало, что их родословная уходит корнями к древними восточным азиатам. Полученные данные оказались совместимы с гипотезой, что аварская элита происходила из исчезнувшего Жужаньского каганата. Ученые считают, что авары включали группы, которые, вероятно, были остатками европейских гуннов и аланов, а также других иранских народов из Понтийско-Каспийской степи.

Прибывшие в Карпатский бассейн мадьяры обладали повышенным уровнем западноевразийской примеси. Генофонд этих людей был сформирован несколькими событиями, наиболее важным из которых оказалось смешение уральского населения поздней бронзы (носители межовской археологической культуры) с предками современных нганасан. По данным авторов работы, эти протоугорские группы могли быть частью ранних скифо-сибирских обществ, которые сложились в финале поздней бронзы — начале раннего железного века в лесостепной зоне Северного Казахстана. После этого предки манси мигрировали на север, а предки мадьяр остались в лесостепной зоне и смешались с ранними сарматами. На это также указывают иранские заимствования в венгерском языке. В дальнейшем предки венгров еще смешались с группами из Монголии, которые внесли восточноазиатскую примесь.

Ранее на N + 1 рассказывали о результатах других исследований, посвященных происхождению разных народов. Так, палеогенетики выяснили, что этруски были генетически близки к италикам, несмотря на отличавшуюся культуру и язык. А население Таримского бассейна эпохи бронзы оказалось родственно древним сибирякам.

В Фиванском некрополе обнаружили гробницу членов царской семьи времен XVIII династии

Возможно, это усыпальница жены фараона или царевны

Археологи из Великобритании и Египта сообщили об открытии в Фиванском некрополе ранее неизвестной гробницы. По предварительным оценкам, она относится ко временам правления XVIII династии (около 1550–1292 годов до нашей эры). Исследователи отметили, что, похоже, эта усыпальница предназначалась для членов царской семьи, например, для жены фараона или царевны. Об этом сообщает издание Egypt Independent.