Химики из Японии получили молекулу в виде ремня, скрученного в ленту Мебиуса, с полностью сопряженной системой связей. Эксперименты по ЯМР-спектроскопии и компьютерные расчеты показали, что молекула может скручиваться по всей длине углеродного каркаса. Исследование опубликовано в Nature Synthesis.
Химики любят получать молекулы странной формы, например, молекулярные узлы с несколькими перекрестьями или наноремни из ароматических углеродных фрагментов. Одна из самых непростых задач в этой области — получение молекул, скрученных в ленту Мебиуса. Впервые такую молекулу синтезировали в 2003 году, она содержала гибкую линейную цепочку из нескольких атомов углерода. Но получить молекулярную ленту Мебиуса, состоящую из жестких ароматических углеродных циклов, до сих пор не удавалось.
Химики под руководством Ясутомо Сегавы (Yasutomo Segawa) из Нагойского университета провели компьютерные расчеты методом DFT, чтобы понять, удастся ли им получить углеродный ремень в виде ленты Мебиуса. Они хотели сравнить, насколько структура ленты Мебиуса менее устойчива, чем структура простого углеродного ремня. Для этого ученые рассчитали энтальпии двух наборов гипотетических реакций. Эти реакции представляли собой финальное замыкание макроцикла с образованием либо наноремня с четным количеством звеньев, либо ленты Мебиуса с нечетным количеством звеньев. Согласно результатам расчетов, как и думали химики, структура ремней оказалась намного менее напряженной. Тем не менее с увеличением количества звеньев структура со скручиванием становилась менее напряженной, поэтому химики решили попробовать получить длинную молекулярную ленту Мебиуса с 50 сопряженными ароматическими кольцами.
Синтез химики начали с дибромфенантрена, модифицированного бутокси-группами для большей растворимости. Они ввели его в реакцию формилирования, а затем в реакцию хлорметилирования. В результате на одном конце молекулы была альдегидная группа, а на другом — способный замещаться под действием нуклеофилов атом хлора. Хлор химики заместили на фосфин и таким образом получили исходник для ключевой реакции Виттига, в которой альдегидная группа реагирует с фосфониевой солью в присутствии основания с образованием двойной связи. Эта последовательность реакций, которую химики повторили несколько раз, завершилась макроциклизацией с образованием длинной циклической молекулы, содержащей много двойных связей. Чтобы превратить ее в полностью сопряженный ремень в виде ленты Мебиуса, химики провели реакцию сочетания под действием комплекса никеля. В результате они получили нужный продукт с выходом 20 процентов.
Чтобы подтвердить структуру продукта, химики воспользовались масс-спектрометрией. Они выяснили, что молярная масса полученного продукта совпадает с рассчитанной. А ЯМР-спектроскопия помогла подтвердить наличие скручивания в молекуле. Причем получить отчетливые сигналы в ЯМР-спектре химикам удалось только при нагревании раствора до 140 градусов Цельсия. Они предположили, что это связано с быстрым перемещением скрученного фрагмента по молекуле, и, как следствие, усреднением сигналов от разных ядер в ЯМР-спектре.
Из-за того, что скручивание на финальной стадии синтеза могло произойти двумя способами, химики получили продукт в виде смеси двух зеркальных изомеров. И они решили разделить их с помощью хиральной жидкостной хроматографии. В результате им удалось выделить два зеркальных изомера и подтвердить их структуру с помощью спектроскопии кругового дихроизма.
В результате химики получили молекулярную ленту Мебиуса, состоящую из жестких ароматических углеродных циклов. Они подтвердили наличие скручивания с помощью ЯМР-спектроскопии и смогли разделить два зеркальных изомера продукта. Авторы статьи считают, что синтез оказался успешным благодаря проведенным компьютерным расчетам.
Молекулярную ленту Мебиуса легче получить, если ввести в молекулу гибкие и подвижные гетероциклические фрагменты. Об одном таком успешном синтезе мы недавно рассказывали.
Михаил Бойм
В Гренобле чаще всего встречались МДМА, кокаин и ТГК
Французские исследователи проанализировали химический состав мазков со смартфонов посетителей двух мероприятий в ночном клубе и пришли к выводу, что они дают адекватную картину употребления психоактивных веществ, пригодную для токсикологического тестирования. Публикация об этом появилась в журнале Clinical Chemistry and Laboratory Medicine (CCLM). В ней Тео Виллеман (Théo Willeman) из Университета Гренобль-Альпы с коллегами описал, как проводил работу во время двух мероприятий в ночном клубе, где звучала электронная музыка в стилях техно и транс соответственно. На каждое из них для участия на условиях анонимности пригласили по 61 посетителю (всего 122 человека). Они сообщили, что принимали психоактивные вещества, а также согласились заполнить небольшой опросник и дали свои смартфоны для забора сухих мазков (в течение 20 секунд со всех сторон устройства). Затем эти мазки проанализировали методом жидкостной хроматографии с тандемной масс-спектрометрией.