Палеозоологи исследовали костяные подвески, которые были обнаружены в Карелии во время раскопок Оленеостровского могильника, относящегося к эпохе мезолита. Оказалось, что как минимум 12 из 37 артефактов были изготовлены из человеческих останков. По мнению ученых, для древних людей, живших около 8000 лет назад, это сырье могло ничем не отличаться от останков животных, поэтому украшения из человеческих костей не выделяются ни по форме, ни по размеру. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.
На Южном Оленьем острове, расположенном в северной части Онежского озера, находился Оленеостровский могильник. Этот памятник раннего голоцена, обнаруженный в ходе разработки известняковых залежей, был раскопан советскими археологами в 1936–1938 годах. В общей сложности они обнаружили там 177 захоронений, совершенных в 141 могиле, хотя предполагается, что изначально количество погребений могло достигать 400. Радиоуглеродный анализ показал, что этот погребальный комплекс использовался достаточно непродолжительный период времени. Самым древним могилам оказалось около 8200–8340 лет, а самым поздним – 7935–8125 лет, то есть они относятся к эпохе мезолита.
Большинство обнаруженных погребений – это одиночные ингумации в положении лежа на спине. Хотя встречаются парные и тройные захоронения. Кроме того, четырех людей похоронили вертикально в узкой яме. Во всех могилах археологи обнаружили красную охру. Во многих погребениях находился сопроводительный инвентарь. Например, двух мужчин похоронили с костяными жезлами в виде лосиных голов. Встречаются многочисленные артефакты из камня и кости, например, кинжалы, подвески и наконечники.
Дмитрий Герасимов (Dmitriy Gerasimov) из Кунсткамеры совместно с коллегами из России и Финляндии исследовал материалы, обнаруженные во время раскопок Оленеостровского могильника. Палеозоологи отметили, что сопроводительный инвентарь с этого памятника включал артефакты из кости, зубов и рогов, например, гарпуны, наконечники или подвески. Последние чаще всего были изготовлены из зубов европейского лося (Alces alces), обыкновенного бобра (Castor fiber) и бурого медведя (Ursus arctos). Однако у ряда подвесок, изготовленных из фрагментов костей, отсутствовали морфологические признаки, позволяющие определить их видовую принадлежность.
Палеозоологи отобрали для анализов 37 подвесок, изготовленных из фрагментов длинных костей, которые были найдены в шести погребениях. С помощью масс-спектрометрии (ZooMS) исследователи решили выяснить, из костей каких животных были сделаны эти артефакты. Оказалось, что 12 из 37 подвесок были изготовлены из человеческих костей. Еще два фрагмента кости также предварительно были идентифицированы как человеческие, а шесть образцов оказалось невозможно определить этим методом.
Все обнаруженные подвески из человеческих костей происходили из трех погребений. Ученые отметили, что в погребении-69 эти артефакты находились вместе с подвесками из лосиных зубов и, видимо, первоначально украшали подол верхней одежды. В погребении-113 подвески из человеческой кости также были найдены вместе с подвесками из зубов животных. В погребении-108 они находились под нижней челюстью умершего вместе с артефактом, изготовленным из кости обыкновенной рыси (Lynx lynx) или лесного кота (Felis silvestris).
Ученые отметили плохую сохранность исследованных артефактов, что затруднило трасологический анализ. Несмотря на это, им удалось обнаружить, что две подвески, найденные в погребении-113, были изготовлены из одной и той же длинной кости человека. Возможно, некоторые другие артефакты также были сделаны из нее, однако плохая сохранность не позволила утверждать это наверняка. Исследователи отметили, что технология изготовления подвесок была простой. После получения заготовки с помощью расщепления, строгания или выскабливания древние люди прорезали на ее узком конце одну или две бороздки для крепления, причем, вероятно, использовали для этого два типа каменных орудий: острые с режущей V-образной кромкой и более тупые с режущей U-образной кромкой. На большинстве артефактов ученые также обнаружили следы износа, которые появились в результате взаимодействия подвесок с мягкими материалами, например, кожей, мехом или веревкой из растительных волокон.
Исследователи обратили внимание на тот факт, что формы и размеры подвесок из человеческой кости и из останков животных похожи. Поэтому они предположили, что, возможно, останки людей использовались, когда, например, терялась подвеска из костей или зубов животных. По мнению ученых, это также косвенно подтверждается тем, что большинство находок из человеческих костей находилось в том же археологическом контексте, что и изделия из останков животных. При этом они отметили, что сходство между этими артефактами свидетельствует об отсутствии необходимости у древних людей подчеркивать то, из какого именно сырья был сделан предмет.
По мнению ученых, сырьем для подвесок могли выступать останки умерших родственников или кости представителей других групп, например, убитых врагов. Кроме того, материал для изготовления подвесок мог быть получен из старых захоронений, которые, к слову, необязательно могли совершаться в земле, что облегчало бы сбор костей. Вместе с тем ученые отметили, что по крайней мере часть сырья для подвесок находилась в свежем состоянии или в близком к нему, когда кость продолжала сохранять пластичность.
Ранее на N + 1 уже рассказывали об исследованиях Оленеостровского могильника. Так, археологи выяснили, что погребения этого памятника относятся к достаточно короткому периоду времени — примерно 8340–7935 лет назад. Возможно, это как-то связано с самым суровым голоценовым похолоданием.
Михаил Подрезов
Его остатки нашли в кургане, сооруженном в IV или III веках до нашей эры
Барнаульский археолог Петр Дашковский описал вторичное погребение пазырыкской культуры, раскопанное на Алтае в могильнике Ханхаринский дол. Исследователи обнаружили в нем скелет взрослой женщины, которую, по-видимому, похоронили спустя продолжительное время после смерти вместе с лошадью и сопроводительным инвентарем. Среди прочего, находки из могилы позволили реконструировать головной убор покойной, верхнюю часть которого украшала аппликация в виде орла, изготовленная из золотой фольги. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология Евразийских степей.