Живших 99 миллионов лет назад жуков-капюшонников заподозрили в любви к лесным пожарам

Палеонтологи описали новый род и вид жуков-капюшонников из бирманского янтаря. Насекомое получило название Alitrepanum aladelicatum. Ископаемый жук настолько сильно отличался от современных представителей, что его выделили в новое подсемейство. В янтаре исследователи также обнаружили кусочки древесного угля. Это навело ученых на мысль о том, что A. aladelicatum мог заселять ослабленные после пожара деревья, как некоторые современные капюшонники. Предварительная версия статьи опубликована в журнале Cretaceous Research.

Капюшонников (Bostrichidae) прозвали так из-за того, что их голова прикрыта переднеспинкой, которая похожа на капюшон. Другое название — лжекороеды — эти жуки получили из-за сходства с короедами (Scolytinae). Как и у короедов, личинки капюшонников развиваются в древесине ослабленных, больных и мертвых деревьев или в семенах. При этом многие виды повреждают изделия из древесины и сельскохозяйственные культуры. Энтомологи насчитывают более 600 современных видов, которые относятся к восьми подсемействам. В палеонтологической летописи капюшонники встречаются редко: известно несколько находок в кайнозойском и меловом янтаре.

Юань Пэн (Yuan Peng) из Университета науки и технологий в Циндао и его коллеги из Китая и США обнаружили трех особей капюшонников в бирманском янтаре, возраст которого оценивают примерно в 99 миллионов лет. Палеонтологи отнесли их к новому роду и виду — Alitrepanum aladelicatum. Жуки сильно отличались от современных капюшонников формой переднеспинки и надкрылий, а также строением антенн и лапок, поэтому ученые выделили этот род в новое подсемейство Alitrepaninae.

В исследуемых кусочках янтаря ученые также обнаружили частицы древесного угля. Исследователи отмечают, что образование большого количества смолы, которая затем стала янтарем, обычно объясняют разрушительными лесными пожарами, а также вспышками численности насекомых, питающихся древесиной. Авторы считают, что A. aladelicatum могли в числе первых заселять ослабленные после пожара деревья, как это делают в наши дни некоторые капюшонники из подсемейства Dinoderinae.

Капюшонники — не единственные организмы, которые извлекают пользу из пожаров. О том, кому еще выгодны лесные пожары, читайте в нашем материале «Некоторые любят погорячее».

Девонская панцирная рыба оказалась обладательницей рекордно длинной нижней челюсти