Европа обяжет веб-сервисы объяснять работу алгоритмов и предоставлять данные исследователям

giphy.com

Власти Евросоюза после 16 часов переговоров согласовали закон о цифровых услугах, регулирующий деятельность крупных интернет-сервисов. Среди прочего он обязывает сервисы объяснять пользователям работу рекомендательных алгоритмов и предоставлять исследователям доступ к данным для оценки работы. В случае окончательного подписания закон вступит в силу с 2024 года.

Проект европейского закона о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA) впервые представили в декабре 2020 года. Впоследствии Европарламент и Совет Европейского союза вносили в него свои предложения. В конце апреля представители двух органов провели новое заседание, которое продлилось 16 часов, но позволило прийти к компромиссу и согласовать основные пункты закона.

Закон разделяет подпадающие под него компании на четыре типа по их значимости: компании-посредники (интернет-провайдеры, регистраторы доменных имен и тому подобное); хостеры; онлайн-платформы (социальные сети, магазины приложений, маркетплейсы и тому подобное); очень большие онлайн-платформы и поисковые системы (от 10 процентов рынка в ЕС или от 45 миллионов активных пользователей в ЕС). Положения закона применяются в зависимости от значимости (размера и влияния на общество) по принципу «больше значимость — больше ограничений».

Часть положений закона уже либо работает в некоторых сервисах, либо регулируется частью стран, в том числе контроль за нелегальными товарами в онлайн-магазинах. Но в законе также есть немало новых норм, продиктованных развитием технологий в последние годы. Например, он обязывает онлайн-платформы объяснять простым и понятным языком работу алгоритмов рекомендаций и их основные параметры. У пользователей должна быть возможность использовать сервис с системой рекомендаций, не основанной на создании их личностного профиля.

Исследователи должны иметь доступ к ключевым данным очень больших сервисов, чтобы оценивать риски, которые создает сервис. Ранее исследователи неоднократно жаловались на то, что Facebook блокирует их аккаунты и инструменты, используемые для сбора данных в научных целях. Незадолго до согласования закона журналисты рассказывали о том, что крупнейшие IT-корпорации пытались пролоббировать исключение этого пункта. Кроме того, они пытались добиться исключения или смягчения пункта о таргетированной рекламе. Финальная версия закона запрещает рекламу, таргетированную на детей или на признаки людей, такие как национальность, политические взгляды, сексуальная ориентация и тому подобное. Еще один пункт гласит, что пользователи должны получить возможность опротестовывать решения модераторов онлайн-сервисов.

В процессе финального обсуждения в конце апреля в закон добавили еще один пункт, вызванный военными действиями в Украине. Ожидается, что власти получат право активировать некий механизм реагирования на кризисы, который позволит отслеживать действие и влияние онлайн-платформ на эти кризисы и вводить соответствующие меры.

В законе прописаны различные наказания для компаний, в том числе штрафы до шести процентов от глобального оборота и даже запрета работы на территории ЕС. На текущий момент Европарламент и Совет Европейского союза достигли политического соглашения по всем пунктам. В ближайшее время органы должны подготовить финальный текст и проголосовать за его принятие, после чего он начнет применяться к компаниям по всему ЕС начиная с 2024 года или через 15 месяцев после принятия, в зависимости от того, что наступит позже.

Месяцем ранее власти ЕС согласовали другой закон о регулировании цифровой сферы, направленный в основном на регулирование крупнейшим онлайн-платформ. В частности, он обязывает мобильные платформы, в том числе iOS, разрешать сторонние магазины приложений и самостоятельную установку приложений, а разработчики мессендежров должны обеспечивать совместимость с другими аналогичными сервисами.

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.