Китайские ученые обнаружили фрагменты древней рукописи на шелке

Китайские ученые продолжают исследовать материалы II века до нашей эры, которые были раскопаны в 1972–1974 годах в могильнике Мавандуй. Им удалось обнаружить на шелковых тканях изящные иероглифы, изображения фениксов, а также несколько фрагментов текста из древнего произведения «Синдэ»,  сообщает китайское информационное агентство «Синьхуа» (1, 2).

В окрестностях современного города Чанша, расположенного в провинции Хунань, в 1972–1974 годах археологи обнаружили и раскопали могильник Мавандуй, который относится к раннему периоду династии Западная Хань. Исследователи нашли там три погребения, которые принадлежали князю-хоу, владевшему в 185–165 годах до нашей эры уделом Дай, а также, вероятно, его сыну и супруге. Самым ярким из них оказалось погребение женщины, останки которой были найдены в мумифицированном состоянии (подробнее о нерукотворных мумиях можно узнать в нашем материале «Хорошо сохранились»). Ученые выяснили, что она умерла в возрасте примерно 54 лет от сердечного приступа.

Вместе с ней археологи нашли многочисленные комплекты одежды, 158 лаковых изделий, например, мебель, столовые и туалетные принадлежности, а также шелковые ткани и деревянные статуэтки. Помимо вещей, сопроводительный инвентарь включал древние тексты на бамбуковых и деревянных планках, а также шелковых свитках. Среди них, в частности, находились произведения, посвященные древнекитайской медицине и фармацевтике, созерцательным, гимнастическим и сексуальным практикам.

Китайские ученые продолжают изучать богатую коллекцию находок, сделанных в могильнике Мавандуй. Так, последние исследования включали более 19000 фрагментов ткани и 1700 лакированных и деревянных изделий, обнаруженных в погребении супруги князя Дай. По словам Юй Яньцзяо (Yu Yandjiao) из Музея провинции Хунань, эта работа позволила впервые идентифицировать на шелковых тканях изящные китайские иероглифы, которые указывают на высокий уровень ткачества во времена ранней династии Хань. Кроме того, ученые обнаружили изображения фениксов, которые были встроены в узоры, символизирующие долголетие.

Среди других открытий оказались десятки обнаруженных фрагментов рукописей на шелке. Некоторые из этих текстов, написанных китайскими иероглифами, были идентифицированы как часть третьего тома древнего литературного произведения «Синдэ».

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях китайских древностей. Так, археологи обнаружили в Китае руины старейшей академии, построенной в 374 году до нашей эры. А биологи выяснили, что актинобактерии семейства Pseudonocardiaceae захватили древнюю китайскую гробницу.

Сапиенсы пришли на северо-восток Казахстана примерно 51 тысячу лет назад