Физики подняли энергию протонов в кольце Большого адронного коллайдера до рекордного значения в 6,8 тераэлектронвольт на пучок — это означает, что энергия столкновений частиц (когда на коллайдере начнутся эксперименты со столкновениями) может быть доведена до 13,6 тераэлектронвольт, говорится в сообщении в официальном твиттере ЦЕРНа. Таким образом спустя десятилетие после пуска ускоритель вплотную приблизился к проектной энергии столкновений в 14 тераэлектронвольт. Первоначально достичь этой отметки планировалось в 2014 году.
Большой адронный коллайдер, впервые запущенный в сентябре 2008 года, был вновь включен 22 апреля после трехлетней остановки для ремонта и модернизации. Это было уже второе продолжительное отключение в его истории, первая пауза продолжалась с 2013 по 2015 год. Во время второго сеанса работы (Run 2), продолжавшегося до 2018 года, энергия протонов была поднята до 6,5 тераэлектронвольт на пучок.
Первоначальные планы работы предполагали, что на проектную энергию в 7 тераэлектронвольт на пучок ускоритель выйдет в 2014 году, но этот момент пришлось отложить, поскольку сверхпроводящие магниты коллайдера были недостаточно «тренированы» для работы на этой энергии и в 2015 году коллайдер был выведен на энергию лишь в 6,5 тераэлектронвольт на пучок.
Теперь энергия увеличена до 6,8 тераэлектронвольт, но это пока рекорд только для самой установки — столкновения протонов и сбор данных с помощью детекторов пока не начались. Согласно расписанию работы коллайдера, сеанс экспериментов со столкновениями протонов начнется 4 августа 2022 года.
В этом сеансе коллайдеру предстоит, в частности, проверить аномалию в массе W-бозонов, которую обнаружили ученые, анализировавшие данные американского коллайдера Тэватрон. Читайте об этой аномалии в нашем материале «Камешек в ботинке».
Илья Ферапонтов
Это показало тщательное моделирование на суперкомпьютере
Финский астрофизик показал, что состояния жесткого и мягкого рентгеновского излучения от аккреционного диска черной дыры возникают в зависимости от скорости инжекции массы в него. Для этого он провел тщательное моделирование на суперкомпьютере, включающее все распространенные процессы квантовой электродинамики. Результаты опубликованы в журнале Nature Communications.