Египетских летучих собак уличили в использовании эхолокации днем

Израильские биологи выяснили, что египетские летучие собаки (Rousettus aegyptiacus), несмотря на развитое зрение, полагаются на эхолокацию не только в темноте, но и при дневной активности. В статье, опубликованной в журнале Current Biology, исследователи объясняют это тем, что эхолокация позволяет лучше оценить расстояние до объекта, чем зрение.

Рукокрылые в основном ведут ночной или сумеречный образ жизни и ориентируются в пространстве при помощи эхолокации. Она отсутствует только у крыланов (Pteropodidae) — с единственным исключением в виде летучих собак (род Rousettus). Исследования показывают, что летучие собаки используют эхолокацию в темноте: в пещерах или на открытом воздухе в ночное время. Эксперименты в лабораторных условиях также показали, что летучие собаки могут одновременно использовать и зрение, и эхолокацию, но при этом все же предпочитают зрение.

В последнее время ученые стали все чаще регистрировать дневную активность у городских популяций египетских летучих собак, или нильских крыланов (Rousettus aegyptiacus), — обычно этот вид ведет ночной образ жизни. Биологи из Тель-Авивского университета под руководством Офри Эйтана (Ofri Eitan) решили исследовать, как египетские летучие собаки используют эхолокацию в светлое время суток. Ученые предположили, что крыланы должны полагаться в основном на зрение, редко прибегая к эхолокации.

Для проверки своей гипотезы биологи наблюдали за колонией крыланов в Тель-Авиве, используя видеокамеру и акустическое оборудование. Наблюдения проводили в течение 70 дней с 9:30 до 15:30 часов. Всего за это время специалисты зарегистрировали 500 особей, из которых 72 процента (360 особей) использовали эхолокацию, когда покидали колонию.

Исследователи насчитали 21 особь крыланов, которые летали между стволами сикоморов (Ficus sycomorus) и иногда садились на ветки в поисках корма. Все эти особи использовали эхолокацию — даже в том случае, когда рот был набит большими кусками плодов. Биологи выяснили, что крыланы перед тем, как сесть на ветку, увеличивали частоту щелчков в среднем с 12,4 до 19,9 щелчка в секунду.

Затем ученые наблюдали за крыланами (22 особи), которые подлетали к бассейну, чтобы напиться. Выяснилось, что при этом они увеличивали частоту в среднем до 31,3 щелчка в секунду. Биологи отмечают, что это самая высокая частота щелчков, зафиксированная у египетских летучих собак. При этом ночью частота оставалась на таком же уровне.

Таким образом, гипотеза Эйтана и его коллег оказалась опровергнута: крыланы использовали эхолокацию и в дневное время. Ученые предполагают, что эхолокация позволяет более точно оценить расстояние до объекта, нежели зрение. Авторы замечают, что это не первый случай дневной эхолокации у рукокрылых: ранее она была описана у островных популяций насекомоядных летучих мышей Hipposideros ruber и Rhinolophus lepidus.

Не так давно мы рассказывали о другом исследовании египетских летучих собак: биологи показали, что крыланы строят свой маршрут на основе когнитивных карт.