Химики с помощью переносного масс-спектрометра исследовали летучие органические соединения внутри древнеегипетских сосудов, найденных во время раскопок гробницы архитектора Ха и его жены Мерит. Этим способом им удалось выяснить, что внутри некоторых артефактов находились пчелиный воск, льняная ткань, жиры, мед и остатки растений, например, ячменя и кунжута. Кроме того, внутри одного из сосудов и на поверхности одной чаши они обнаружили маркеры, характерные для сушеной рыбы. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science.
В 1906 году ученые под руководством итальянского египтолога Эрнесто Скиапарелли (Ernesto Schiaparelli) обнаружили в фиванском некрополе Дейр-эль-Медина нетронутую гробницу архитектора Ха и его супруги Мерит, которая представляет собой самое полное нецарское древнеегипетское погребение. Ха жил около 1450–1390 годов до нашей эры и следил за строительством гробницы фараона XVIII династии Аменхотепа III в так называемой «Долине Царей». Мерит же, вероятно, была его второй женой.
Помимо двух больших саркофагов, археологи нашли в этой гробнице более 500 древних предметов, большая часть из которых в настоящее время хранится в Египетском музее в Турине. В ней находились предметы мебели: стулья, столы, кровати, а также постельные принадлежности, инструменты, большое количество еды, одежды, корзины и сосуды с подношениями. В частности, вместе мумией Ча археологи обнаружили одну из древнейших сохранившихся на папирусе Книг мертвых. Однако ученые, которые привезли все это богатство в Италию в начале XX века, воздержались от того, чтобы развернуть мумии или исследовать многие закупоренные сосуды, поэтому их содержимое, как правило, оставалось неясным.
Илария Дегано (Ilaria Degano) из Пизанского университета совместно с коллегами из Италии с помощью переносного масс-спектрометра провела неинвазивное исследование находок, сделанных в 1906 году в гробнице Ха и Мерит. Химики решили изучить состав летучих органических соединений внутри 46 артефактов для того, чтобы узнать содержимое сосудов. За неделю до проведения анализов они поместили древние сосуды и чаши в пластиковые мешки и герметично запечатали.
В одном из сосудов (S.8526) они обнаружили соединения, характерные для сушеной рыбы и растительной ароматической смолы из деревьев или кустарников рода стиракс (Styrax). Масс-спектры, полученные в результате исследования чаш и блюд с остатками фруктов, овощей и другой пищи, оказались схожими между собой, но не были специфичными для каких-либо конкретных продуктов. Однако на поверхности одной из них (S.8523) химики нашли следы триметиламина и диметилнитрозамина — маркеры сушеной рыбы. Эти результаты согласуются с другими источниками, указывающими на важность рыбы в рационе древних египтян, которая также обладала большим символическим значением.
Исследование сосуда S.8224 показало, что внутри него находились продукты деградации сахаридных и полисахаридных компонентов растительного сырья, такого как льняная ткань. Кроме того, они обнаружили альдегиды и спирты, связанные, вероятно, с ячменной мукой. Ученые отметили, этот злак часто использовался для приготовления пива. При этом надпись на самом сосуде указывает на то, что в нем находилось питье. В двух сосудах (S.8467 и S.8516) химикам удалось найти органические соединения, связанные с пчелиным воском, который, возможно, был смешан маслом или жиром. Ученые отметили, что оба этих артефакта были обнаружены рядом с входом в погребальную камеру. Судя по надписям, в них изначально хранили вино, но египтяне нередко использовали тару не по прямому назначению. Пчелиный воск же использовался в качестве ингредиента для косметики, мазей и бальзамов для мумификации.
Органические соединения, связанные с пчелиным воском, были также обнаружены в сосуде S.8356. Первоначально его содержимое было описано как соленое мясо. Химики также обнаружили продукты деградации меда, который наряду с воском широко использовался в качестве консерванта. В маленьких чашах из алебастра (S.8483 и S.8484), судя по результатам анализов, хранилась мазь для волос, которая была сделана из пчелиного воска и, видимо, бычьего, свиного или гусиного жира.
Химики также выделили группу сосудов, в которых находились продукты деградации жирных кислот. В большом количестве они содержатся в семенах льна обыкновенного (Linum usitatissimum), кунжута индийского (Sesamum indicum), сафлора красильного (Carthamus tinctorus), баланитеса египетского (Balanites aegyptiaca) и в рыбьем жире. Некоторые из этих сосудов, например, S.8619 и S.8620, обычно использовались для хранения масел и меда. Кроме того, ряд алебастровых сосудов, похоже, был связан с семью священными маслами, которыми египтяне пользовались во время самых важных обрядов, например, в рамках погребальной церемонии.
От редактора
В первоначальной версии заметки архитектор был назван Ча, хотя корректно – Ха. Приносим свои извинения читателям.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях древнеегипетских находок. Так, палеопатологи просветили две мумии из «Долины царей», а египтологи воссоединили хранившиеся на разных континентах отрывки из Книги мертвых.
Михаил Подрезов
Он включает примерно 1800 монет и десятки украшений
Археологи обнаружили в Великом Новгороде очень крупный клад, спрятанный в последней четверти X века. Он состоит примерно из 1800 целых и фрагментированных серебряных монет различного происхождения, а также более чем из 80 украшений. Как сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН, общий вес раскопанных артефактов достигает примерно трех килограмм.