Астрономы нашли звезду с аналогом минимума Маундера

Астрономы отыскали кандидата в звезду, которая недавно пережила аналог минимума Маундера, наблюдавшегося на Солнце в XVII–XVIII веке. Это явление представляет собой необычно длительный период минимальной активности звезды. HD 166620 была найдена в ходе анализа данных наблюдений за 59 солнцеподобными звездами в течение 54 лет. Статья опубликована в The Astronomical Journal.

Долговременные наблюдения за хромосферной активностью звезд позволяют понять ее связь с магнитными полями светил, которые индуцируются магнитогидродинамическим динамо-механизмом. Исследования Солнца дают астрономам возможность наложить ограничения на модели генерации магнитных полей звезд и их эволюции. Одной из интересных проблем является понимание природы цикличности активности звезд, в частности у Солнца открыто несколько периодичных циклов активности, наиболее известным из которых является 11-летний цикл Швабе. В ходе цикла на Солнца наблюдается изменение числа солнечных пятен и интенсивности и частоты вспышек и корональных выбросов массы.

В истории наблюдений за Солнцем выделяется период, известный как минимум Маундера, во время которого активность светила была очень низкой и, возможно, постоянной, а не периодической. Он длился примерно с 1645 по 1715 год и до сих пор не имеет полноценного объяснения. Поиск иных звезд с подобной остановкой циклической активности продолжается до сих пор и крайне сложен из-за отсутствия необходимых объемов данных — в то время, как наше Солнце наблюдалось на протяжении нескольких столетий, активность других звезд наблюдается в максимуме несколько десятилетий.

Группа астрономов во главе с Анной Баум (Anna C. Baum) из Университета штата Пенсильвания опубликовала результаты анализа данных наблюдений за хромосферной активностью 59 солнцеподобных звезд при помощи фотометров, установленных на телескопах обсерватории Маунт-Вилсон в период с 1966 по 2001 год и при помощи телескопов обсерватории Кека, которые ведутся с 1996 года по 2020 год. Выборка звезд состоит, в основном, из светил спектрального класса G, однако есть звезды F и K классов. Массы звезд колеблются от 0,7 до 2,3 массы Солнца, а эффективные температуры — от 4900 до 6000 кельвинов.

В итоге ученые отыскали звезду, которая может считаться кандидатом в светило, находившаяся совсем недавно в минимуме Маундера. Им стала HD 166620, которая характеризуется 16-летним циклом активности и в период между 1995 и 2004 годами не демонстрировала никаких признаков пятен. Еще одним интересным случаем стала звезда HD 101501, которая, как предполагают ученые, выходит из потенциального минимума Маундера, в котором была с 1980 по 1990 год.

О том, как ученые пытаются прогнозировать солнечный цикл, читайте в нашем блоге.

«Хаббл» рассмотрел Младшее и Красное Пятно на Юпитере