Израильские физики применили технику квантовой логики к измерению вероятности неупругого соударения между холодными атомами рубидия и ионами стронция. В их опыте высвобождающийся избыток энергии переходил к дополнительному логическому иону, чье возбуждение ученые фиксировали оптическими методами. Полученные в эксперименте данные помогут теоретикам точнее строить модели межатомного взаимодействия. Исследование опубликовано в Nature Physics.
Неупругие соударения всегда представляют для физиков больший интерес, чем упругие, поскольку они открывают доступ к внутренней структуре участвующих в них частиц. В случае, если речь идет об атомах, изменение их внутреннего состояния в силу законов сохранения неизбежно скажется на кинетической энергии. Если речь идет о множественных соударениях в больших атомных ансамблях, неупругие процессы сказываются на макроскопических величинах, поддающихся измерению, таких как температура или давление.
Развитие методов охлаждения и контроля холодных атомов открыло дорогу к изучению столкновений индивидуальных атомов и ионов. Мы уже рассказывали, как физики обнаружили в таких системах Читать дальше, а также смогли с высокой точностью отслеживать траекторию и скорость иона в процессе его движения сквозь атомный конденсат. Прогресс в этом направлении ограничивается тем фактом, что не все ионы можно нужным образом подготавливать и детектировать.
Техники, основанные на квантовой логике и симпатическом охлаждении, выглядят перспективным решением этой проблемы. Симпатическое охлаждение (или охлаждение смешиванием) позволяет подготовить ионы в нужном холодном состоянии, чего нельзя достичь лазерными методами. Под квантовой логикой здесь понимается использование дополнительного (логического) иона, который связывается с ионом, участвующим в некотором физико-химическом процессе, и выступает посредником при измерении его свойств. Несмотря на то, что эти методы уже активно используются физиками во множестве задач, никто пока не применял их к исследованию неупругих столкновений ультрахолодных атомов.
Это удалось сделать израильским физикам под руководством Ора Каца (Or Katz) из Института имени Вейцмана. С помощью квантовой логики они измерили выделение сверхтонкой энергии при неупругом столкновении возбужденного ультрахолодного атома рубидия с изотопами однократно ионизированного стронция. Избыток энергии нагрел логический ион, в роли которого выступал дополнительный ион стронция, что оптически зафиксировали ученые.
Авторы сконцентрировались в своем исследовании на экзотермическом столкновении. Такой процесс возможен, если атомы или ион, который будет участвовать в столкновении (его еще называют «химическим ионом»), находятся в возбужденном состоянии. Энергия этих состояний в результате удара распределяется в кинетические энергии атома и иона. Движение химического иона, в свою очередь, симпатически передается логическому иону, связанному с ним в ловушке (такую связь называют «двухионным кристаллом»). Проводя термометрию состояния логического иона можно сделать вывод о количестве этой энергии.
Для реализации этой идеи физики загружали облако из миллиона атомов 87Rb, возбужденных на различные сверхтонкие подуровни, в нерезонансную оптическую решетку, охлаждая их с помощью лазера. В близости от облака они захватывали в ловушку Пауля двухионный кристалл, который состоял из логического иона 88Sr+ и химического иона, в роли которого выступали различные изотопы стронция: 84Sr+, 86Sr+, 87Sr+ и 88Sr+. Авторы проводили облако через ионную ловушку, измеряя сигнал флуоресценции, который возникал только тогда, когда логический ион находился в возбужденном состоянии движения.
Ученые исследовали зависимость вероятности этого сигнала от подуровня, на котором находились атомы рубидия, от массового числа изотопов, а также от соотношения спинов атомов и ионов. Они выяснили, что столкновения, при которых спины атомов и ионов антипараллельны, более вероятны. Физики также обнаружили, что при антипараллельной ориентации спина логического иона и неполяризованном химическом ионе вероятность сигнала убывает с ростом массового числа четных изотопов, в то время как единственный нечетный изотоп продемонстрировал почти в два раза меньшую вероятность неупругого соударения. Полученные данные позволят теоретикам откалибровать соответствующие феноменологические потенциалы межатомного взаимодействия.
В рамках ультрахолодной химии ионы сталкивают не только с другими атомами, но и молекулами. Недавно мы рассказывали, как таким способом можно получать рекордно холодные ионизированные молекулы.
Марат Хамадеев
Где Нобелевский комитет видит границы современной физики
Нобелевскую премию по физике 2024 года разделили между собой Джон Хопфилд и Джеффри Хинтон — за разработки в области искусственных нейронных сетей. Никакой опечатки здесь нет: это действительно Нобелевская премия по физике, а не ее аналог в области информатики премия Тьюринга (которой, кстати, в 2018 году уже наградили одного из нобелиатов этого года).