Любители картинок в переписке и на одежде показались окружающим менее влиятельными

Люди, которые носят одежду с картинками и вставляют в свои сообщения смайлики, со стороны кажутся менее влиятельными, чем те, кто носят одежду с надписями и в переписке обходятся только словами. Интересно, что эти выводы о других делаются опосредовано: человек, использующий изображения в одежде и общении, кажется нам более расположенным к дружбе или неформальному взаимодействию, и после эта расположенность подсказывает нам, что, скорее всего, этот человек менее влиятельный, раз ищет дружбы и, вероятно, поддержки и помощи. К таким выводам пришли израильские ученые после семи экспериментов, в каждом из которых поучаствовало от 200 до 300 человек. Статья опубликована в журнале Organizational Behavior and Human Decision Processes.

Язык является доминирующим средством общения между взрослыми людьми. Однако в качестве альтернативы или дополнения сегодня используется и разнообразие изобразительных средств: например, картинок и смайликов. Исследователи объясняют такую популярность изображений несколькими причинами. Картинки и смайлики помогают уменьшить неоднозначность смысла текстового сообщения и повысить беглость обработки. Также изображение вызывают более сильные эмоциональные реакции, чем слова, передают эмоциональный тон сообщения, который может быть потерян при отсутствии личного общения, и обозначают юмор и иронию.

Тем не менее смайлики, картинки и гифки появляются не в каждой переписке: в частности, люди используют изображения, чтобы заявить о желании сблизиться с другими, а слова — при желании увеличить дистанцию от других. Согласно теоретическим представлениям желание сблизиться или отдалиться от другого меняется в зависимости от силы или власти человека. (Здесь будем определять силу как асимметрию контроля над ценными ресурсами: те, кто занимают более высокое место в обществе или малой группе, имеют больший контроль над ценными ресурсами, чем те, кто находятся на более низких позициях.) Люди, обладающие малой властью, хотят сблизиться с людьми с большей властью, которые могут повлиять на их результаты. Напротив, люди с большой властью не проявляют желания сближаться с людьми, обладающими малой властью, поскольку последние мало могут помочь в достижении целей первых. Исходя из этого можно предположить, что использование изображений в общении может сказаться на репутации человека, а точнее, на том, насколько влиятельным он кажется другим.

Верность этого предположения проверила группа исследователей под руководством Элинор Амит (Elinor Amit) из Тель-Авивского университета в серии из семи экспериментов. Стоит отметить, что слова и изображения могут отличаться по уровню обобщения, быть более абстрактными или более конкретными: слово «стул» куда конкретнее, чем понятие «мебель», а контурный рисунок этого предмета будет менее детализирован, чем его цветная фотография. В своей работе исследователи использовали конкретные слова или имеющие широко известный картинку-логотип, ведь именно для них можно подобрать однозначные изображения, а вот картинки имели разную степень абстрактности, что дополнительно позволило отследить, влияет ли этот параметр изображений на восприятие силы и власти человека.

В каждом эксперименте приняли участие от 90 до 150 мужчин и женщин. При этом исследовалось не только использование смайликов в переписке, но и картинок или других изображений на одежде (по сравнению с надписями на ней), так одежда также является своего рода способом передать некоторое сообщение окружающим. И также авторы не ограничились одним условием, а проверили, как люди будут реагировать в разных контекстах: на картинки и надписи на одежде случайного встречного в магазине, или коллеги на корпоративе, или сотрудниц банка на празднике, на смайлики в письме с приглашением на корпоративную вечеринку от сотрудника отдела кадров, или в тексте незнакомца, претендующего на управленческую должность, или во время созвона в Zoom, а также какую футболку наденут участники для разговора с арендодателем. Каждый раз участники, используя 7-балльную шкалу (1 — совсем нет, 7 — очень сильно), оценивали человека по следующим пунктам: можно ли назвать его склонным к доминированию, сильным, контролирующим, или же дружелюбным, заслуживающим доверия, симпатичным, а также знающим, компетентным, умным, и еще осуждающим, критикующим, самоуверенным.

Как оказалось, человек в футболке с надписью или использующий только слова в переписке со стороны казался более могущественным, сильным и влиятельным (р < 0,04), чем тот, кто выбирал футболку с рисунком или вставлял смайлики в переписку. И этот эффект проявлялся как в неформальной, так и в формальной обстановке. Интересно, что эти выводы участники делали опосредовано: разглядывая человека в одежде с рисунками или читая переписку с тем, кто использует смайлики, участники предполагали, что этот человек более расположен к дружбе или неформальному взаимодействию, а затем эта расположенность подсказывала им, что этот человек, скорее всего, менее влиятельный, раз ищет дружбы и, вероятно, поддержки и помощи (выше мы указывали исследования, которые косвенно подтверждают это). Однако, если участники точно знали, что оцениваемый ими человек не настроен на общение и не хочет сближаться с другими, то человек, даже если он был в одежде с рисунками, казался более влиятельным, чем тот, кто выбирал футболку с надписью, но искал дружбы. Иными словами, если нам известно, хочет ли человек дистанцироваться или сблизиться с другими, то наше суждение о его силе и влиятельности будет опираться на эту информацию, а не на наличие или отсутствие смайликов в переписке и картинок на одежде.

Кроме того, предыдущие исследования показали, что люди, которые говорят, используя абстрактные понятия, кажутся более влиятельными. Но, как показали результаты одного из экспериментов, использование изображений в общении ослабляет кажущуюся власть человека, использующего абстрактные понятия в речи.

Также, если перед участниками стояла задача показаться другому не очень влиятельным человеком, то в этом случае 65 процентов участников решали надеть футболку с изображением. И напротив, если они должны были произвести впечатление обладающего большей властью человека, то большинство выбирали футболку с надписью. То есть участники пытались влиять на впечатление о себе, используя или нет смайлики и картинки.

Но не только картинки, а даже привычные и стандартные знаки препинания в условиях ограниченной информации, как это бывает в переписке, могут повлиять на наше представление о другом человеке или его отношении, настроении. К примеру, точка, стоящая в конце короткого сообщения, может преподнести его смысл в негативном ключе.

Екатерина Рощина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Стояние за кассой во время ограбления снизило риск получения травм для продавцов

Психологи из Канады и США изучили видеозаписи нападений на 760 американских магазинов, чтобы понять, как от поведения продавца зависит риск получения им телесных повреждений во время ограбления. Оказалось, что если в начале нападения жертва находится за кассой, то риск применения преступником оружия снижается. То, чем закончится для продавца налет, на 6-11 процентов зависит от места, где сотрудник встречает начало инцидента. Авторы отмечают, что введение инструктажа по технике безопасности, направленного на то, чтобы поведение сотрудника выглядело максимально предсказуемым для налетчика, не повлияло на расположение продавцов при ограблении, но снизило риск применения оружия против тех, кто находится не за кассой. Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.