Гниды с высушенных голов указали на генетическое разнообразие американских вшей

Палеогенетики исследовали гниды, обнаруженные на шести высушенных головах тсантса. Они прочитали 17 митохондриальных геномов и выяснили, что эти нуклеотидные последовательности относятся к кладам A, B и F, последняя из которых, судя по всему, сформировалась в Америке. Кроме того, исследованные образцы принадлежали к 11 разным гаплотипам, девять из которых были обнаружены впервые. Это указывает на крайне высокое генетическое разнообразие головных вшей в Южной Америке. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Головная вошь (Pediculus humanus capitis) представляет собой один из морфотипов человеческой вши, который обитает на волосяном покрове головы человека и питается исключительно кровью. Как и другие представители подотряда вшей (Anoplura), эти насекомые вырастают лишь до небольших размеров — около 2,5–3 миллиметров в длину. Развитие головной вши проходит с неполным превращением и занимает менее месяца. В основном они поражают височную и затылочную области, где приклеивают свои яйца (гниды) к стержню волоса.

Молекулярные анализы показали, что головная вошь генетически близка к платяной (P. h. corporis), которая также похожа на нее своим строением, но паразитирует в основном на одежде человека. Анализ митохондриальных геномов этих насекомых позволил ученым выделить шесть разных клад (от A до E), которые обладают географической привязкой. Так, клада A распространена по всему миру, в то время как клада D встречается только в Африке, к югу от Сахары, например, у пигмеев из Демократической Республики Конго. Клада B широко распространена в Америке, однако встречается и на других континентах, в том числе в Европе, Австралии, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Клада F была найдена в Южной Америке и Мексике. В Восточной Африке, Непале, Пакистане и Таиланде генетики зафиксировали кладу C. Наконец, клада E характерна для головных вшей из западноафриканских стран, например, Сенегала и Мали.

Олег Медянников (Oleg Mediannikov) из Средиземноморского института инфекционных заболеваний в Марселе совместно с французскими коллегами исследовал шесть тсантса — особым образом высушенные человеческие головы (тсантса) коренного населения Эквадора хиваро (шаура), которые хранятся в музее на набережной Бранли — Жак-Ширак. На этих останках, относящихся к концу XIX — середине XX века, ученые обнаружили 17 гнид, которые в дальнейшем изучались с помощью молекулярных методов.

Палеогенетикам удалось прочитать митохондриальную ДНК этих вшей и выяснить, к каким кладам они относятся. Так, девять образцов принадлежали к кладе A (52,94 процента), два — к кладе B (11,76 процента), а шесть — к кладе F (35,29 процента). На трех тсантса ученые нашли вшей, относящихся только к одной кладе, на двух — к двум кладам, а на одной — всех трех. Дальнейшее исследование показало, что полученные 17 образцов относятся к 11 разным гаплотипам, девять из которых были обнаружены впервые. По мнению ученых, это свидетельствует о крайне высоком генетическом разнообразии паразитов в Южной Америке.

Ученые отметили, что в недавнем исследовании другой современной индейской популяции, проживающей на территории Французской Гвианы, они обнаружили только клады A и F. Еще в одной работе, проведенной на доколумбовых перуанских мумиях, генетики нашли головных вшей клады A и B. Сравнив полученные данные с прошлыми исследованиями, палеогенетики пришли к выводу, что клада F могла сформироваться на территории Южной Америки из сестринской B, которая оказалась на континенте вместе с древнейшим населением, прибывшим из Евразии.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях вшей. Так, энтомологи выяснили, что тюленьи вши способны пережить давление в 200 атмосфер. А врачи из пекинской больницы обнаружили лобковых вшей на ресницах восьмилетней девочки.

Черная смола из гробницы царского казначея Рамсеса II оказалась битумом