Химики из США разработали эффективный метод циклизации пептидов. Цепочки из аминокислот собирались в цикл за несколько минут при комнатной температуре, причем побочные реакции в большинстве случаев не протекали, как это обычно происходит при макроциклизациях. Исследование опубликовано в Journal of the American Chemical Society.
Реакции макроциклизации — то есть химические превращения, в результате которых образуются длинные циклические цепочки из атомов — редко протекают селективно и с высокими выходами. Поэтому химики пытаются разработать методы быстрого и селективного синтеза макроциклов, в частности, циклических пептидов. Эти молекулы часто обладают биологической активностью, а на их основе делают медицинские препараты.
Моника Радж (Monika Raj) с коллегами из Университета Эмори решила применить уже известное превращение вторичных аминов и диазониевых солей в триазены для синтеза циклических пептидов. В результате этой реакции образуется ненасыщенный фрагмент из трех связанных друг с другом атомов азота. И молекулы, которые содержат такой фрагмент, часто оказываются окрашенными. Ученые предположили, что характеристическая окраска продуктов реакции сможет упростить ее изучение и дальнейшие исследования биологической активности.
Сначала химики выбрали p-аминофенилаланин как коммерчески доступный исходник с ароматической аминогруппой, из которой можно получать диазониевую соль под действием нитрита натрия в соляной кислоте. А затем они проверили реакцию циклизации на пептиде с последовательностью аминокислот PGRGWADGA(pAF) (pAF — парааминофенилаланин). Этот пептид содержит пролин — аминокислоту со вторичной аминогруппой, способной присоединяться к диазониевой соли. Процесс завершился за 5 минут с практически стопроцентной конверсией, а структуру продукта определили с помощью масс-спектрометрии и ЯМР-спектроскопии: молекулярный пик соответствовал массе продукта, а в ямр-спектре исчез сигнал от ядра водорода, принадлежащего аминогруппе пролина. Так, химики получили десятичленный циклический пептид из линейного исходного и простых неорганических реагентов.
Чтобы проверить толерантность своего метода к реакционноспособным группам в исходных веществах, химики провели еще несколько циклизаций пептидов, в структуре которых присутствовали фрагменты аминокислот лизина, аргинина, цистеина и триптофана (они отличаются особой активностью). Оказалось, что реакция протекает селективно со вторичными аминами и не затрагивает другие группы. Авторы отмечают, что в реакции не пришлось использовать какие-либо катализаторы, высокую температуру или дополнительные активирующие реагенты.
Так как соединения с триазеновой группировкой часто поглощают свет с определенной длиной волны, химики решили изучить фотофизические свойства продуктов циклизации. Спектрофотометрия четырехзвенного циклического пептида PGG(pAF) показала, что триазен поглощает свет с двумя характеристическими длинами волн — 289 и 313 нанометров. Благодаря этому химикам удалось зафиксировать на спектрофотометре как диазониевый интермедиат, так и получающийся продукт в некоторых реакциях циклизации.
Далее химики предположили, что в кислых условиях их реакцию можно провести и наоборот — получить линейный пептид из циклического. И действительно, под действием разбавленного раствора трифторуксусной кислоты (pH=1,5) триазеновая группировка пептидного цикла разрывалась с образованием исходной диазониевой соли. Ход реакции ученые мониторили с помощью масс-спектрометрии.
В результате ученые разработали метод селективного синтеза циклических пептидов (длиной от 4 до 20 аминокислот) с хромофорной группой атомов. Почти все реакции циклизации прошли с близкой к 100 процентам конверсией при комнатной температуре (время реакции не превышало 30 минут). А продукты этих реакций оказались устойчивыми к дальнейшей модификации соединениями. Авторы считают, что столь же эффективных методов циклизации пептидов ранее не существовало.
Часто макроциклизации протекают с очень невысокими выходами или не работают вообще, и химики используют так называемый темплатный синтез для увеличения эффективности этих реакций. О том, как работает этот подход в синтезе циклических молекулярных узлов, недавно рассказывали на N + 1.
Михаил Бойм
На это указал анализ бронзы, из которой сделана известная химера
С 11 по 14 сентября в Венеции проходила международная конференция, приуроченная к 700-летию со дня смерти купца и путешественника Марко Поло. На этом мероприятии исследователи из Падуанского университета совместно с коллегами из других научных организаций рассказали о результатах химического анализа бронзы, из которой сделана известная статуя крылатого льва, установленная на восточной колонне Святого Марка. Ученые определили, что значительная часть химеры, по всей видимости, сделана из металла, руду для которого добыли в районе нижнего течения реки Янцзы. Как сообщается в пресс-релизе Падуанского университета, вероятно, эту бронзу отлили в Китае в раннем Средневековье во времена существования империи Тан (VII–X века нашей эры).