В России запатентовали лекарство против натуральной оспы, сообщает ТАСС. Это второй в мире препарат для лечения этой инфекции, его будут держать в государственном резерве на случай вспышки натуральной оспы.
Последний случай естественного заражения натуральной оспой зарегистрировали в Сомали в 1977 году. Это заболевание искоренили благодаря тотальной вакцинации (подробнее о борьбе с инфекционными заболеваниями можно почитать в материале «Ликвидировать нельзя элиминировать»). Образцы вируса еще хранятся в центре «Вектор», а также в штабе CDC в Атланте, поэтому остается опасность того, что произойдет его утечка из лаборатории или же он попадет в окружающую среду из старых могильников умерших от оспы людей.
Если циркуляция вируса оспы возобновится, то вакцинам понадобится какое-то время, чтобы остановить эпидемию, поэтому необходимо также иметь в арсенале лекарства для борьбы с натуральной оспой. Один из таких препаратов «Тековиримат» уже разработали в США. Исследования эффективности лекарства проводили на животных, так как испытания на людях запрещены по этическим соображениям.
В России препарат от оспы разрабатывали совместно центр «Вектор» и Новосибирский институт органической химии (НИОХ СО РАН). Первая фаза клинических испытаний с участием 90 пациентов в возрасте с 18 до 50 лет завершилась в декабре 2021 года: в них изучалась безопасность и переносимость препарата. Лекарство НИОХ-14 ингибирует вирусный белок р37 и препятствует освобождению внеклеточных форм вируса, которые обеспечивают вирусу диссеминацию в организме и развитие заболевания. Вторую фазу клинических исследований ученые решили не проводить, так как, по словам директора НИОХ СО РАН Елены Багрянской, есть достаточно данных, что НИОХ-14 будет работать хорошо.
Редакция N + 1 направила в НИОХ СО РАН вопросы о ходе и результатах клинических испытаний, но на момент публикации заметки ответа пока не получила.
Ранее мы рассказывали, что после анализа захоронений людей, живших в 600–1050 годах нашей эры, ученым удалось понять, что изначально натуральная оспа не была столь смертельным заболеванием, но со временем стала опаснее.
Анастасия Кузнецова-Фантони