Палеопаразитологи нашли в древнеримском ночном горшке яйца кишечных паразитов

Палеопаразитологи исследовали образцы налета, образовавшегося внутри древнеримского керамического сосуда, который нашли на Сицилии во время раскопок античного банного комплекса. Они обнаружили многочисленные яйца власоглава, что подтвердило первоначальную гипотезу о назначении этого артефакта — посетители термы использовали его в V веке нашей эры в качестве ночного горшка. Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.

В нескольких километрах от сицилийского города Энна археологи обнаружили в 1994 году небольшую виллу позднеримского периода, которую построили около 370–375 годов нашей эры. Один из коридоров этого сооружения был выложен полихромной геометрической мозаикой. Пол другого коридора, по мнению исследователей, всегда оставался земляным. Видимо, это свидетельствует о том, что полностью строительство этого комплекса завершено не было. Раскопки показали, что этот памятник был уничтожен пожаром, произошедшим между 450 и 530 годом, на что указывает обнаруженное хранилище с тысячами обугленных зерен.

Рядом с виллой, которая часто посещалась людьми в V веке, ученые нашли остатки банного комплекса. Стены этого здания были облицованы мрамором, а на полах находилась геометрическая мозаика. Банный комплекс включал два тепидария (теплые сухие комнаты, предназначенные для разогрева тела), фригидарий (помещение для охлаждения с бассейном с холодной водой) и один бассейн с горячей водой. По данным археологов, эти термы были разрушены землетрясением, после чего их пытались восстановить, но забросили.

Пирс Митчелл (Piers Mitchell) из Кембриджского университета совместно с учеными из Великобритании и Канады исследовал римский керамический сосуд с минерализованным осадком, найденный в 2019 году во время раскопок банного комплекса в сицилийской коммуне Джерачи. Это сооружение было построено около 380 года нашей эры и было сильно разрушено во второй половине V века в результате землетрясения. Учитывая тот факт, что туалет в банном комплексе отсутствовал, изначально этот сосуд, как и еще четыре других, археологи идентифицировали как ночные горшки.

Исследованный сосуд высотой 31,8 сантиметра и диаметром 34 сантиметра, по всей видимости, был изготовлен на Сицилии. Судя по форме, на нем можно было сидеть, но, скорее всего, его ставили под туалетный стул. Внутри горшка ученые обнаружили следы беловатого налета, который они удалили для проведения анализов.

В результате исследования палеопаразитологи обнаружили в образцах многочисленные яйца власоглава (Trichuris trichiura). По мнению исследователей, присутствие яиц кишечных паразитов подтверждает гипотезу, что сосуд с Сицилии использовался в качестве ночного горшка. Ученые отметили, что власоглав — это паразит, распространяющийся фекально-оральным путем, например, когда некомпостированные фекалии используются в качестве сельскохозяйственных удобрений или при употреблении пищи немытыми руками. Обнаруженный на горшке налет, по мнению исследователей, возник из-за продолжительного использования сосуда по назначению и его плохой чистки.

Ранее на N + 1 рассказывали, что археологи обнаружили в Иерусалиме частный каменный туалет возрастом около 2700 лет, в котором они нашли палеофекалии. Их исследование показало, что богатые жители этого города страдали от паразитарных инфекций.

Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры