Астрономы подтвердили открытие второго троянского астероида Земли

Астрономы окончательно подтвердили статус астероида 2020 XL5, открытого в 2020 году, как второго земного троянца. Он был захвачен Землей 600 лет назад и будет с нашей планетой еще 4 тысячи лет. Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Троянские астероиды представляют собой естественное население окрестностей точек Лагранжа L4 и L5 систем Солнце—планета, где равновесие гравитационной и центробежной сил устойчиво. Они находятся в резонансе среднего движения 1:1 с планетой. В настоящее время найдено более 7 тысяч троянцев, принадлежащих Юпитеру, у Нептуна их 28, у Марса — 9, а у Урана и Венеры всего по одному.

У Земли до недавнего времени был известен лишь один троянский астероид 2010 TK7, открытый в 2011 году. Он динамически стабилен всего четверть миллиона лет, и поэтому, скорее всего, ранее мог быть захвачен откуда-то как околоземный астероид. Астероид 2020 XL5 был обнаружен системой Pan-STARRS (Panoramic Survey Telescope and Rapid Response System) 12 декабря 2020 года. Дальнейшие наблюдения за ним в 2021 году позволили астрономам предположить, что перед ними второй известный земной троянец, однако данных для окончательного решения не хватало.

Группа астрономов во главе с Тони Сантана-Рос (Toni Santana-Ros) из Университета Барселоны в Испании сообщила, что им удалось подтвердить статус 2020 XL5 как второго земного троянского астероида. Ученые использовали данные наблюдений различных наземных телескопов в период с 2012 по 2019 год и в 2021 году, чтобы уточнить орбиту, определить свойства и исследовать стабильность объекта в точке L4 системы Солнце — Земля.

Ученые пришли к выводу, что 2020 XL5 не был с Землей с момента ее формирования, а был захвачен около 600 лет назад и будет земным троянцем еще 4 тысячи лет, после чего покинет Землю. Анализ фотометрических данных показал, что астероид может относиться к С-типу и быть темным телом, содержащим много углерода. Его диаметр оценивается в 1,18 километра, абсолютная звездная величина составляет 18,58, а альбедо — 0,06.

Исследователи также определили, что оба земных троянца представляют собой неудобные цели для автоматических исследовательских аппаратов, которые стартуют с низкой околоземной или геостационарной переходной орбит. Однако в случае 2020 XL5 остается возможность исследований с пролетной траектории.

В настоящее время к троянским астероидам Юпитера летит межпланетная станция «Люси», о которой мы рассказывали в материале «Облетая Трою». Про временные спутники Земли можно прочесть в материале «Временная луна».

Построена крупнейшая цифровая камера в истории