Датские медики проанализировали, как распространялся новый подвариант омикрона BA.2 среди датских семей в новогодние праздники. Оказалось, что вероятность заболеть им при контакте с заразившимся родственником на 33 процента больше, чем при контакте с заразившимся первоначальным вариантом омикрона. Препринт опубликовали на medRxiv.
Первоначальный вариант омикрона BA.1 появился в ноябре 2021 года и сразу же стал стремительно распространяться по миру. По оценкам GISAID — организации, которая занимается отслеживанием изменений в геномах вируса гриппа и коронавируса — подвариант омикрона BA.1 на конец января составлял около 98 процентов от всех секвенированных геномов коронавируса.
Подвариант омикрона BA.2 появился вслед за первоначальным вариантом, и к концу января широко распространился в Дании, Индии и Великобритании, а отдельные случаи зарегистрировали в других странах Европы. У BA.2 есть как 32 мутации от BA.1, так и 28 новых мутаций. Ученые до сих пор точно не знают, какие преимущества дали вирусу эти изменения в геноме, но судя по скорости его распространения, подвариант BA.2 может быть еще более заразным, чем BA.1.
В Дании первый случай заражения подвариантом омикрона BA.2 зарегистрировали еще 5 декабря 2021 года. К концу 2021 года он уже составлял 20 процентов от общего числа заражений, а в начале 2022 года — 45 процентов. Датские исследователи во главе с Лаустом Хвасом Мортенсеном (Laust Hvas Mortensen) из Университета Копенгагена проследили за заражениями ковидом в отдельных семьях по данным государственных регистров Дании. Понять, каким именно подвариантом заразился человек стало возможным, благодаря тому что в Дании большинство образцов проходят полногеномное секвенирование. В работу медики включили период с 20 декабря 2021 года по 18 января 2022 года, когда в Дании быстро распространялся подвид BA.2.
Ученые наблюдали за тем, сколько вторичных заражений внутри одной семьи повлечет за собой каждое первичное заражение подвариантами BA.1 и BA.2. Так в 2122 семьях, в которых первоначально BA.2 заболел один человек, затем нашли еще 1792 случая, а потенциально могли заразиться 4587 человек. В 6419 семьях нашли первичные случаи заражения BA.1, а затем еще 3910 человек заразились от этих первичных случаев, в то время как потенциально могли заразиться 13358 человек. По этим значениям медики рассчитали скорость заражения (secondary attack rate) как долю реально заразившихся ковидом среди потенциально возможных случаев для каждого подварианта. Для BA.2 эта величина составила 39 процентов, а для BA.1 — 29 процентов.
По словам одного из соавторов работы Фредерика Плеснера Лингсе (Frederik Plesner Lyngse), если в семье появился зараженный подвариантом BA.2 омикрона, то вероятность заразиться им у других членов семей составляет 39 процентов, а в случае подварианта BA.1 такая вероятность меньше — 29 процентов. Это значит, что BA.2 примерно на 33 процента более заразный, чем предыдущий.
Кроме этого, исследователи посмотрели на процент вакцинированных людей среди заболевших и выяснили, что BA.2 чаще поражал как вакцинированных двумя дозами (OR 2,45), так и получивших третью дозу (OR 2,99) по сравнению с BA.1.
На следующем этапе медикам предстоит выяснить, повлияли ли мутации, которые приобрел подвариант BA.2 омикрона, на тяжесть протекания ковида. Министерство Здравоохранения Дании сообщает, что пока нет причин предполагать, что новый подвариант вызывает более тяжелую инфекцию.
Скорее всего, повышенная заразность омикрон-штамма объясняется тем, что он устойчивее во внешней среде, чем предыдущие варианты коронавируса. К такому выводу пришли японские ученые, проанализировав время жизни разных штаммов омикрона на пластике и коже.
Анастасия Кузнецова-Фантони
В испытаниях второй фазы
Юлия Линарес (Yuliya Linhares) из Института рака Майами с коллегами из разных клинических центров США сообщила об успехе второй фазы проспективных испытаний препарата лимфоцитов с химерными антигенными рецепторами (CAR-T-лимфоцитов) лизокабтагена маралейцела (лизо-цела) в амбулаторных условиях. Лизо-цел представляет собой аутологичные лимфоциты с 4-1BB CAR для лечения рефрактерной или рецидивирующей крупно-В-клеточной лимфомы. В испытаниях OUTREACH приняли участие 82 взрослых пациента с этой формой заболевания, получившие как минимум два курса химиотерапии без достаточного эффекта. Всем им вводили лизо-цел, 70 процентов наблюдались амбулаторно в онкоклиниках по месту жительства, 30 процентов — в стационаре. Период наблюдения составил 1,0–24,5 (медианный 10,6) месяца. Результаты опубликованы в Blood Advances.