Российские археологи раскопали под Калининградом средневековое прусское поселение

Российские археологи рассказали о результатах раскопок средневекового прусского поселения Привольное-1, расположенного в Калининградской области. В минувшем году, помимо массового материала, они обнаружили более 300 ценных артефактов XI–XIII веков, изготовленных из различных металлов, камня, керамики и кости. Предметы указали на то, что на селище существовал центр по обработке цветных металлов и кузнечное производство, а его жители контактировали с населением Древней Руси. О результатах раскопок сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

На территории современной Калининградской области и соседних регионов Польши и Литвы в раннем Средневековье сформировался западнобалтский народ пруссов. По данным археологии, пруссы сложились на основе носителей самбийско-натангийской культуры, которая возникла в этом регионе около I века нашей эры. В VIII–IX веках они основали свои первые торгово-ремесленные центры, в том числе Трусо и Кауп, которые привели к активизации связей с соседними государствами. С этого же времени в прусские земли регулярно вторгались викинги, польские и русские войска, пока в XIII веке эти территории не были завоеваны Тевтонским орденом.

В 2016 году ученые из Самбийской экспедиции Института археологии РАН обнаружили в Зеленоградском районе Калининградской области остатки средневекового неукрепленного прусского поселения, которое получило название Привольное-1. Во время раскопок им удалось найти большое количество украшений из серебра и бронзы, монеты, нательный крест и свинцовую пломбу. Одной из самых ярких находок, сделанных на этом памятнике, оказалась свинцовая печать новгородского и псковского князя Всеволода Мстиславича. Коллекция артефактов позволила ученым предположить, что пруссы контактировали с населением Древней Руси и, в частности, торговали с новгородцами.

Ученые из Института археологии РАН под руководством Ярослава Прасолова (Yaroslav Prasolov) провели в ноябре 2021 года раскопки селища Привольное-1, относящегося к концу XI — началу XIII века. Интерес к этому прусскому памятнику возник из-за находок, свидетельствующих о контактах его жителей с населением Древней Руси. Поэтому археологи собрали подъемный материал, а также заложили раскоп, площадь которого составила 100 квадратных метров.

В результате исследования они обнаружили остатки каменных конструкций от одной или двух построек, а также куски твердой глины, которые могут представлять собой остатки печи. Археологи сделали большое количество массовых находок, например, фрагментов керамики и останков домашних животных. Кроме того, в культурном слое они раскопали больше 300 артефактов из металлов, камня, керамики и кости.

По мнению ученых, на территории селища существовал центр по обработке цветных металлов. На это указывают обнаруженные заготовки новых изделий и артефакты со следами повторной обработки. Местные жители в целом прибегали ко вторичному использованию металлического лома, видимо, из-за дефицита металлов, что подтверждается отдельными находками из серебра и бронзы, которые оказались старше самого поселения.

Археологи подтвердили, что жители селища контактировали с населением Древней Руси. Так, они нашли на этом памятнике уже вторую пломбу дрогичинского типа, относящуюся к домонгольскому периоду. Другим подобным артефактом оказался украшенный эмалью крест. По мнению ученых, эта находка также примечательна тем, что массовая христианизация пруссов началась лишь с середины XIII века и связана с деятельностью Немецкого ордена.

Среди других артефактов, обнаруженных в минувшем году, археологи выделили фрагмент серебряного денария времен династии Оттонов, три обрезка серебряных слитков, а также плечо бронзового коромысла от складных весов. Эти предметы свидетельствуют об участии местных жителей в торговле. Кроме того, исследователи раскопали большое количество бытовых артефактов и украшений, включая бронзовые фибулы, пряжки и накладки, поясные крючки, подвески-бубенчики, перстни и фрагменты сосудов.

Коллекция находок разнообразных изделий из железа и их заготовок указывает на то, что на селище присутствовало и кузнечное производство. Так, в руках археологов оказались серпы, ножи, кованые гвозди и заклепки. Примечательными изделиями из рога стали орнаментированные пряслица и гребень. Ученые также отметили найденные камни-оселки (точильные камни), необработанный янтарь, а также фрагменты раннегончарных керамических сосудов с разными орнаментами, которые близки по стилю западным славянам.

Ранее на N + 1 рассказывали о результатах других раскопок средневековых поселений. Так, археологи обнаружили на трех памятниках XII–XIV веков, расположенных под Муромом и Владимиром, более 4500 артефактов. А во время раскопок славянского поселения в Польше нашли редкую серебряную фигурку.

В Саффолке обнаружили фрагмент доисторической колесничной оси

Артефакт датируется примерно 400–100 годами до нашей эры

Британские археологи проводили охранно-спасательные раскопки в графстве Саффолк, где планируется строительство атомной станции Sizewell C, и обнаружили фрагмент деревянной оси от телеги или колесницы. Радиоуглеродный анализ этого артефакта, изготовленного из орешника, показал, что находка датируется примерно 400–100 годами до нашей эры. Об этом сообщается на сайте компании Cotswold Archaeology.