Палеопатологи обследовали останки мужчины из Венгрии, умершего около 888–994 годов в возрасте 25–30 лет. Ученые обнаружили на его черепе следы четырех повреждений, одно из которых оказалось следствием незавершенной трепанации черепа. Погребальный инвентарь и дегенеративные изменения на костях индивида указывают на то, что останки принадлежали конному лучнику, который мог быть военным лидером своей общины. Результаты исследования опубликованы в International Journal of Osteoarchaeology.
Трепанация, наряду с ампутацией, представляет собой одну из древнейших хирургических процедур, свидетельства которой обнаружили археологи. Так, самый старый из известных черепов со следами этой операции был обнаружен в марокканском гроте Тафоральт в середине XX века, где ученые раскапывали погребения, относящиеся к иберо-мавританской культуре эпохи эпипалеолита. В Европе такой способ лечения (или ритуальная практика) распространился несколько позже. Древнейшие находки относятся к эпохе неолита (около 5000 года до нашей эры). Самое раннее письменное упоминание трепанации содержится в сочинении древнегреческого врача Гиппократа, который подробно описал показания для проведения этой операции. В более поздние времена поводом для того, чтобы вскрыть череп, могли быть не только раны, опухоли или воспаления — так, в средневековой Франции трепанацию использовали для лечения неврологических расстройств.
Исследования человеческих останков, обнаруженных в раннесредневековых некрополях на территории современной Венгрии и соседних регионов, показали, что среди местных жителей в IX–XI веках получили распространение символические или неполные трепанации черепов. Хотя подобные традиции существовали в меньших масштабах и среди более древнего населения Среднедунайской низменности – аваров, которые переселились в Центральную Европу в VI веке нашей эры.
Лука Кис (Luka Kis) совместно с коллегами из Сегедского университета исследовал останки человека, которые были обнаружены в ходе раскопок некрополя X века нашей эры в Восточной Венгрии. Археологи обнаружили в могиле-1 этого погребального комплекса, помимо скелета индивида, частичное захоронение лошади с удилами и стременами, оружие — саблю, снаряжение для стрельбы из лука, а также украшения, например, позолоченные серебряные элементы от пояса, который рассматривался в период венгерского завоевания как символ статуса.
Ученые отметили, что скелет человека оказался неполным. Так, среди останков отсутствовали кости таза и весь позвоночник. Однако остальная часть скелета оказалась хорошей сохранности. Радиоуглеродный анализ методом ускорительной масс-спектрометрии показал, что этот индивид умер около 888–994 годов в возрасте 25–30 лет. Генетическое исследование подтвердило, что человек был мужчиной.
Палеопатологи обнаружили на черепе четыре травматических повреждения. Первое хорошо зажившее вдавленное повреждение диаметром 20 миллиметров расположено на левой стороне лобной кости. Второе — протягивается по всей длине левой теменной кости и части затылочной. Его общая длина составляет 155 миллиметров. В самом широком месте поврежденный участок кости достигает 35 миллиметров. Третье повреждение, расположенное на правой теменной кости, представляет собой удлиненное отверстие без признаков заживления длиной 65 миллиметров и шириной не более пяти миллиметров. Четвертое повреждение — удлиненное отверстие, окруженное двумя слегка изогнутыми бороздами, которые вместе образуют U-образный разрез. Первая борозда составляет в длину 75 миллиметров при максимальной ширине в 12 миллиметров, вторая — 70 миллиметров в длину и не более 15 миллиметров в ширину.
На некоторых костях скелета ученые обнаружили патологические изменения в местах прикрепления мышц, например, на левой лопатке в месте прикрепления трехглавой мышцы плеча, на левой ключице в месте прикрепления дельтовидной мышцы, на левой локтевой кости в месте прикрепления супинатора.
Палеопатологи пришли к выводу, что первое повреждение на черепе следует рассматривать как травму, нанесенную тупым предметом. Второе повреждение представляет собой острую травму, которая, по всей видимости, была получена в подростковом возрасте до того, как череп перестал расти. Третье — индивид получил незадолго до своей смерти в результате удара оружием с коротким лезвием. Четвертое же повреждение, по мнению палеопатологов, нужно рассматривать как трепанацию черепа, представляющую собой незавершенную хирургическую операцию. Наиболее вероятной причиной вмешательства было лечение раны. Исследователи отметили, что ее проводили, по всей видимости, с помощью полукруглого долота U-образной формы. Ранее такой способ трепанации черепа палеопатологи не упоминали.
Ученые отметили, что при жизни индивид занимался военным делом. Судя по погребальному инвентарю и дегенеративным изменениям на костях, он был венгерским конным лучником. Более того, остатки пояса с позолоченными серебряными украшениями позволили предположить, что он был военным лидером в своей общине. Незавершенность операции, по мнению исследователей, указывает на то, что мужчина скончался во время самой процедуры.
Подробно узнать об истории трепанации черепа можно в нашем материале «С дырочкой в левом боку».
Михаил Подрезов
На это указал анализ стабильных изотопов
Французские ученые проанализировали изотопный состав четырех естественным образом мумифицированных останков людей додинастического периода и связанных с ними шкур животных и циновок. Исследователи обнаружили, что высокие значения индекса δ15N в коже и костях этих индивидов нельзя объяснить употреблением мясных и молочных продуктов, морской и пресноводной рыбы, а также засухой. Поэтому они выдвинули гипотезу, что, возможно, высокие значения этого показателя связаны с тем, что жители додинастического Египта удобряли почву навозом. Об этом ученые пишут в препринте, выложенном на сайте bioRxiv.org.