Авиакомпании Emirates, Air India, ANA и Japan Airlines отменили ряд рейсов в США накануне расширения частотного диапазона сетей 5G. Они опасаются, что сигналы C-диапазона помешают работе бортового оборудования. Как пишет Verge, это произошло даже несмотря на то, что операторы связи AT&T и Verizon согласились пока не обновлять часть вышек 5G у американских аэропортов.
У AT&T и Verizon уже несколько лет есть сети стандарта 5G, но их работа ограничена низким диапазоном (ниже одного гигагерца) и высоким (выше 24 гигагерц) диапазонами. У низкого диапазона отличное покрытие, но скорость передачи данных в нем часто примерно такая же, как у 4G LTE. Высокий диапазон еще называют mmWave. Он позволяет передавать данные с наибольшей скоростью, но радиус работы у него очень маленький и в городе обычно не превышает нескольких сотен метров.
К C-диапазону относят радиоволны с частотой от 3,7 до 3,98 гигагерц. Эти частоты еще входят в то, что называют средним диапазоном. Они особенно интересуют операторов сотовой связи, потому что позволяют передавать данные значительно быстрее, чем низкий диапазон, на большем радиусе, чем высокий. Verizon говорит, что скорость передачи данных на частотах C-диапазона будет достигать гигабита в секунду — в десять раз больше, чем у 4G LTE.
Авиакомпании спорят с операторами как раз из-за C-диапазона. Они беспокоятся, что волны C-диапазона повлияют на работу бортового оборудования, а именно радиовысотомеров. Эти устройства используются при посадке самолетов, особенно в условиях ограниченной видимости. Современным радиовысотомерам сигналы C-диапазона не мешают, но не на всех самолетах такие есть.
AT&T и Verizon планируют расширить частотный диапазон сетей 5G и включить в него C-диапазон 19 января. Во вторник операторы объявили, что эти обновления пока не коснутся части вышек у американских аэропортов, чтобы не создавать сложности авиации. А еще раньше они договорились с федеральным управлением гражданской авиации о создании буферных зон вокруг 50 аэропортов.
Несмотря на это Emirates, Air India, ANA, Japan Airlines объявили об отмене ряда рейсов в американские города, тайваньская China Airlines решила перенести несколько рейсов, а корейская Korean Air Lines убрала самолеты Boeing 777 и 747-8 с шести рейсов в США. Американские авиалинии, в том числе American Airlines, Delta Air Lines, United Airlines и Southwest Airlines, предупредили, что расширение частотного диапазона 5G приведет к катастрофическим перебоям с полетами в стране.
Подробнее о поколениях мобильной связи и стандарте 5G можно почитать в нашем материале «Дай пять».
Василиса Чернявцева
Поток вулканических продуктов прокатился по дну со скоростью до 122 километров в час более чем на 100 километров
Исследовав донные отложения, образовавшиеся после взрыва вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, ученые обнаружили, что пирокластические продукты распространились под водой на расстояние свыше 100 километров. Данные о времени и протяженности повреждений телекоммуникационных кабелей показывают, что скорость разрушительного подводного потока достигала 121,8 километра в час. Об этом сообщают статьи (1, 2), опубликованные в Science. Мощное взрывное извержение подводного вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, расположенного в архипелаге Тонга в южной части Тихого океана, произошло 15 января 2022 года. Оно подняло столб пепла и газа на 58 километров и породило цунами высотой до 90 метров. Отголосок извержения в виде волн Лэмба был зарегистрирован в Москве (об этом можно прочитать в нашем материале «Четыре сигнала Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай»). В результате извержения Королевство Тонга лишилось внутренней и внешней связи по подводным телекоммуникационным кабелям, которые оказались оборваны. Первоначально считалось, что обрывы произошли из-за вызванных извержением локальных оползней. Майкл Клэр (Michael Clare) из британского Национального океанографического центра и его коллеги из Австралии, Великобритании, Германии, Тонга и Новой Зеландии показали, что это не так. За повреждение кабелей ответственны подводные потоки пирокластических продуктов Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, признаки которых ученые нашли при анализе батиметрических данных и кернов, отобранных при бурении океанского дна вблизи острова. Эти потоки сошли по склонам вулканической постройки после обрушения эруптивной колонны ― пепло-газового столба, выброшенного взрывом. Батиметрические данные показывают, что после извержения на участках наибольшей крутизны (около 45 градусов) до расстояния 9,2 километра от кальдеры появились области интенсивной эрозии ― промоины волнообразного профиля глубиной до 100 метров и шириной до двух километров. Объем изъятой из них породы оценивается в 3,5 кубических километра ― более половины пирокластического материала, рухнувшего на склоны Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай (около шести кубических километров). С уменьшением крутизны весь этот материал стал отлагаться на дне: более крупнозернистый был обнаружен в кернах на расстоянии не менее 80 километров, мелкозернистый ― в 108 километрах от кальдеры. Он перекрывается слоем тонкодисперсного осадка, который Клэр с коллегами интерпретировали как результат последующего выпадения рассеянного в атмосфере пепла. Ученые предположили, что сначала горячие лавины, скатившиеся по подводным склонам в нескольких направлениях, практически не отличались от наземного пирокластического потока. Они несли много тяжелого крупнозернистого материала и были насыщены газами и паром. Затем из-за смешивания с морской водой и охлаждения они приобрели свойства мутьевых потоков ― суспензии из воды и мелких частиц. Подводный кабель внутренней сети Тонга, проложенный в 15 километрах от Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, пострадал через 9–15 минут после взрыва. Он оказался поврежден на протяжении 105 километров. Расчетные скорости оборвавших его пирокластических лавин составили 63,5–105,8 и 73,1–121,8 километра в час. Преодолев около 70 километров по извилистым траекториям, потоки через 83–89 минут после взрыва достигли транстихоокеанского телекоммуникационного кабеля и повредили 89 километров его длины. Здесь скорость одной из лавин составляла от 47,2 до 50,7 километра в час, а другой ― 31,8–34,1 километра в час. Столь быстрый сход подводных вулканокластических потоков (максимальная скорость около 70 километров в час была зарегистрирована для оползня у берегов Ньюфаундленда) связан, по мнению исследователей, с высокой крутизной склонов Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай и почти отвесным обрушением эруптивной колонны. Авторы другой статьи, британские геологи Ребекка Уильямс (Rebecca Williams) из Университета Халла и Пит Роули (Pete Rowley) из Бристольского университета, указывают, что аналогичные признаки эрозии склонов обнаружены у некоторых других подводных вулканов, и они также могут быть интерпретированы как следы мощных взрывных извержений. Их изучение в рамках модели, предложенной Клэром и его коллегами, поможет точнее оценить риски при подводных и прибрежных извержениях. Ранее N + 1 уже рассказывал о взрыве вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай. Так, мы сообщали, что одним из последствий этого извержения может стать рост антарктической озоновой дыры.