Американская компания Boom Supersonic установила двигатели на демонстратор сверхзвукового пассажирского самолета XB-1 и приступила к их испытаниям. Она тестирует все три силовые установки на холостом ходу по очереди и одновременно, а также проверяет их в разных режимах работы.
Boom Supersonic разрабатывает XB-1 с начала 2010-х. С его помощью она собирается проверить технологии, которые потом можно будет использовать в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанного на перевозку 55-75 пассажиров.
В числе таких решений — обтекаемая форма планера со сглаженными переходами, вытянутая острая носовая часть и дельтавидное крыло с очень большой стреловидностью по передней кромке. Все это должно уменьшить число и интенсивность ударных волн, образующихся на планере во время сверхзвукового полета.
В 2020 году американская компания выкатила уменьшенный демонстратор сверхзвукового пассажирского самолета. Этот аппарат получил название XB-1 Baby Boom. Его длина 20,7 метра, размах крыла — 5,2 метра, а максимальная взлетная масса — 6,1 тонны. Демонстратор оснащен только двухместной кабиной пилотов.
Boom Supersonic договорилась с Rolls-Royce вместе разработать новый двигатель для Overture, но сначала определить, подойдут ли перспективному сверхзвуковому пассажирскому самолету уже существующие силовые установки. Baby Boom получил три турбореактивных двигателя J85-15, способные развивать мощность до 54 килоньютона каждый.
В январе Boom Supersonic сообщила, что приступила к испытаниям двигателей на демонстраторе ее сверхзвукового пассажирского самолета. Она тестирует все три силовые установки на холостом ходу по очереди и одновременно, а также проверяет их в разных режимах работы. Все это время XB-1 привязан к рампе и не двигается с места.
После проверки двигателей демонстратор приступит к пробежкам. Он будет развивать скорость до 112 километров в час. Затем Baby Boom отправится в пустыню Мохаве. Там он снова будет отрабатывать пробежки, но на большей скорости (вероятно, до 249 километров в час), и выполнит первый полет. Разработчики рассчитывают, что он поднимется в воздух на скорости около 341 километра в час.
Кроме Boom Supersonic разработкой сверхзвуковых пассажирских самолетов сегодня занимаются еще несколько предприятий и правительственных организаций. Подробнее о перспективах этого направления авиации можно почитать в нашем материале «Включите сверхзвук».
Василиса Чернявцева
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.