Органика из марсианского метеорита оказалась не биологической

Планетологи, исследовав вещество марсианского метеорита ALH 84001, пришли к выводу, что входящие в него органические вещества образовались за счет двух различных механизмов абиотического органического синтеза, которые могли идти на древнем Марсе в поздний Нойский период. Статья опубликована в журнале Science.

ALH 84001 был найден в 1984 году в Антарктиде и представляет собой один из немногих метеоритов, попавших на Землю с Марса. Он считается одной из старейших известных марсианских пород, которая сформировалась в Нойский период, примерно 4,09 миллиарда лет назад. Метеорит, в основном, состоит из ортопироксена и содержит карбонатные глобулы, образование которых связывается с присутствием жидкой воды на Марсе 3,9 миллиарда лет назад.

Всемирную известность ALH 84001 приобрел в 1996 году, когда в его составе были найдены структуры, похожие на окаменелости микроорганизмов, однако в дальнейшем это было признано ошибкой. Существует целый ряд гипотез, объясняющих происхождение органических соединений (в том числе азотсодержащих), найденных в метеорите, такие как абиотические процессы (удары, извержения, гидротермальные процессы), результат жизнедеятельности потенциальных древних марсианских организмов или загрязнение земными веществами.

Группа планетологов во главе с Эндрю Стилом (Andrew Steele) из Института Карнеги опубликовала результаты исследований тонких образцов вещества метеорита, вырезанных при помощи ионного пучка, методами просвечивающей электронной микроскопии, сканирующей просвечивающей рентгеновской микроскопии и наномасштабной масс-спектрометрии вторичных ионов.

Ученые пришли к выводу, что вещество метеорита действительно подвергалось воздействию жидкой воды, которое не было слишком продолжительным. При этом фазовые ассоциации, найденные в образце, такие как аморфный кремнезем, талькоподобные фазы, магнетит и карбонаты, богатые железом, магнием и кальцием, аналогичны наблюдаемым в земных породах, которые подверглись серпентинизации и/или минеральной карбонизации, что означает, что аналогичные процессы действовали и на древнем Марсе. Cамое простое объяснение состоит в том, что эти вещества являются продуктами взаимодействия ортопироксена с гидротермальной жидкостью с pH от нейтрального до высокого. Богатый дейтерием органический материал совмещен с нанофазным магнетитом, предполагается, что его синтез происходил аналогично серпентинизации земных горных пород, что приводило к образованию ароматических, алифатических, карбонильных, карбоксильных и карбонатных соединений.

Сходство органики в ALH 84001 с веществом метеорита Тиссинт, возрастом 600 миллионов лет, указывает на то, что на Марсе на протяжении большей части его истории шли реакции абиотического органического синтеза, которые не связаны с деятельностью каких-либо микроорганизмов. Подобными реакциями можно объяснить и присутствие метана в атмосфере Марса.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы вычислили, что период потенциальной обитаемости Марса составлял около 700 миллионов лет.

Solar Orbiter увидел крошечные джеты в короне Солнца