Астрономы выяснили, что красные сверхгиганты в последние месяцы своей жизни могут активно терять массу и демонстрировать повышенную светимость за счет процессов в своих недрах. Это удалось сделать в ходе наблюдений за звездой-прародителем сверхновой SN 2020tlf до и после взрыва. Статья опубликована в The Astrophysical Journal.
Одним из важных направлений физики вспышек сверхновых является описание поведения массивных (более 8 масс Солнца) звезд в последние годы их жизни, в частности понимание природы плотного околозвездного вещества. Оно может состоять из первичного вещества звезды или элементов, синтезированных на разных стадиях ее жизни, и обогащается по мере того, как звезда-прародитель теряет массу из-за ветров и сильных вспышек. Ученым интересно как именно и с какой скоростью звезда может терять массу перед взрывом и как ударные волны взаимодействуют с околозвездным веществом после взрыва. Разобраться в этом могут помочь ранние (через несколько часов или дней после вспышки) наблюдения за сверхновыми, что считается трудной задачей.
Группа астрономов во главе с Винном Джейкобсон-Галаном (Wynn Jacobson-Galán) из Калифорнийского университета в Беркли опубликовала результаты анализа мультиволновых наблюдений (от рентгеновского до радиодиапазона) за вспышкой сверхновой SN 2020tlf типа II-P/L, которая была обнаружена наземной системой ATLAS 16 сентября 2020 года в спиральной галактике NGC 5731, расположенной в 120 миллионах световых лет от Солнца. Наблюдения велись при помощи ряда наземных телескопов и космического телескопа «Swift» и охватывали период от 130 дней до взрыва до 300 дней после взрыва.
Итогом работы стала модель эволюции звезды-прародителя сверхновой в финале своей жизни. Это был красный сверхгигант, с радиусом 1100 радиусов Солнца и массой 10–12 масс Солнца, который терял массу с повышенной скоростью (10
масс Солнца в год) в последние месяцы перед взрывом. Это привело к образованию плотной внутренней оболочки из околозвездного вещества (на расстояниях менее 10
сантиметров от звезды) и менее плотной внешней оболочки (до 8×10
сантиметров от звезды).
Общая масса околозвездного вещества оценивается в 0,05–0,07 масс Солнца, оно состояло из ионов гелия, водорода, углерода и азота.
SN 2020tlf представляет собой первый экземпляр сверхновой типа II, звезда-прародитель которой демонстрировала повышенный уровень излучения перед взрывом, что ранее не наблюдалось. Ученые считают, что это, а также повышенный уровень потери массы можно объяснить нестабильностью в недрах звезды, скорее всего, связанной с последними стадиями ядерного горения, например неона/кислорода, либо кремния. Исследователи пришли к выводу, что повышенный уровень активности может быть обычным явлением для звезд-прародителей сверхновых типа II-P/L и ранее это явление просто не обнаруживалось в ходе обзоров неба из-за ограничений по чувствительности.
Ранее мы рассказывали о том, как астрономы составили точный портрет прародителя сверхновой типа II-P.
Александр Войтюк
Это самые ранние наблюдения подобного рода
Астрономы при помощи наземного телескопа VLT смогли подробно отследить структуру выброса сверхновой SN 2024ggi спустя всего пару десятков часов после момента прорыва ударной волной фотосферы гибнущей звезды. Это в дальнейшем поможет уточнить модели гибели массивных звезд за счет коллапса ядра. Статья опубликована в журнале Science Advances.