У берегов Антарктиды обнаружили крупнейшее в мире нерестилище рыб. Оно размером с Копейск

Ихтиологи обнаружили на дне моря Уэдделла у берегов Антарктиды самое крупное в мире нерестилище рыб. Оно состоит из примерно 60 миллионов гнезд китовых белокровок и простирается на 240 квадратных километров. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, колония процветает благодаря относительно теплой воде и обилию корма и, в свою очередь, снабжает пищей многочисленных морских обитателей, от бактерий до тюленей.

Белокровные рыбы (Channichthyidae) — типичные обитатели антарктических и субантарктических морей, а также холодных вод вокруг южной оконечности Южной Америки. Некоторые из них, например, ледяная рыба (Champsocephalus gunnari) стали важными промысловыми видами. Тем не менее, биология этих необычных существ пока изучена недостаточно.

Ихтиологам известно, что белокровные рыбы заботятся о потомстве. Представители этой группы устраивают на морском дне гнезда из мелких камней, в которые откладывают икру, после чего охраняют ее до вылупления мальков. Такие постройки обычно располагаются поодиночке или небольшими скоплениями по несколько десятков штук. Однако команде специалистов под руководством Отона Персера (Autun Purser) из Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера удалось обнаружить намного более крупную гнездовую колонию белокровных рыб.

Во время междисциплинарной экспедиции на немецком ледоколе «Поларштерн», проходившей с февраля по апрель 2021 года, Персер и его коллеги обследовали дно моря Уэдделла с помощью подводной камеры, установленной на специальной раме. В районе желоба Фильхнера они заметили большое количество гнезд китовых белокровок (Neopagetopsis ionah). В общей сложности исследователям удалось насчитать на 2145 снимках 16160 гнезд, расположенных на глубине от 535 до 420 метров. Примерно в 12000 из них находилась икра, а около большинства также держались взрослые рыбы.

В пределах колонии на квадратный метр дна приходилось 0,26 активных гнезда. Среднее расстояние между ними составило около 25 сантиметров; при этом исследователи не заметили на снимках ни одного случая соприкосновения двух гнезд. Диаметр гнезд в среднем достигал около 75 сантиметров, а глубина — около 15 сантиметров.

В каждом гнезде находилось примерно 1735 икринок. Для сравнения, в известных ранее небольших гнездовых колониях китовых белокровок, которые расположены ближе к побережью Антарктиды, эти рыбы откладывают на 25 процентов икринок меньше. Судя по всему, в районе желоба Фильхнера сложились более благоприятные условия для размножения китовых белокровок. Возможно, это связано с температурой воды, которая благодаря восходящему теплому потоку достигает здесь от минус одного до ноля градусов Цельсия. За пределами колонии температура воды ниже и составляет от минус полутора до минус двух градусов Цельсия. Кроме того, исследователи отметили, что в районе желоба наблюдается высокая концентрация пищи, которая необходима молодым белокровкам вскоре после вылупления.

Помимо белокровок, Персер и его коллеги обнаружили на территории колонии других рыб и беспозвоночных, в основном офиур и морских звезд. Их численность и разнообразие были очень невелики. Судя по всему, белокровки так активно отгоняют чужаков от гнезд, что в их колониях почти не встречаются представители других видов. Впрочем, многие рыбы гибнут от истощения после откладки и охраны икры, а их тела служат пищей для беспозвоночных и микроорганизмов. Интересно, что в ходе параллельного исследования, которой проводилось в 2007-2021 годах, специалисты выяснили, что помеченные спутниковыми передатчиками тюлени Уэдделла (Leptonychotes weddellii) особенно активно посещают воды над колонией белокровок и часто погружаются здесь. Вероятно, они кормятся рыбами, которые собираются на нерест и охраняют гнезда.

По расчетам авторов, в общей сложности колония состоит из 60 миллионов гнезд и занимает 240 квадратных километров, что соответствует небольшому городу, такому как Копейск. Биомасса рыб, которые держатся здесь в период размножения, составляет 60000 тонн. Персер и его соавторы предполагают, что колония китовых белокровок в море Уэдделла — самое крупное нерестилище рыб в мире. Она играет важную роль в поддержании местных экосистем, снабжая пищей многочисленных живых существ, от бактерий до тюленей. Исследователи надеются, что колония станет охраняемой территорией, что позволит защитить ее от негативных последствий человеческой деятельности.

Несколько лет назад биологи нашли на глубине три тысячи метров в Тихом океане «ясли» глубоководных осьминогов. Ученые насчитали там более 600 самок осьминогов рода Muusoctopus, которые были собраны в кластеры на небольшой территории, причем часть из них охраняли кладки яиц.

Пумы перешли к охоте на пересеченной местности из-за ворующих добычу медведей и волков